https://i.imgur.com/BE8wPrxl.jpg
фото: radiosparx.com

СКАРЛАТТИ (Scarlatti) До­ме­ни­ко (Джу­зеп­пе До­ме­ни­ко) (26.10.1685, Не­аполь – 23.7.1757, Мад­рид), итал. ком­по­зи­тор и кла­ви­рист. Сын и уче­ник А. Скар­лат­ти.

С 1701 ор­га­нист, кла­ве­си­нист и ком­по­зи­тор ко­ро­лев­ской ка­пел­лы в Неа­поле, к 1703–04 от­но­сят­ся его пер­вые опе­ры и церковные со­чи­не­ния. С 1705 в Ве­не­ции, где пред­по­ло­жи­тель­но брал уро­ки у Ф. Гас­па­ри­ни; там же по­зна­ко­мил­ся с Г. Ф. Ген­де­лем. С 1708 в Ри­ме при­двор­ный ка­пель­мей­стер польск. ко­ро­ле­вы в из­гна­нии Ма­рии Ка­зи­ми­ры (вдо­ва Яна III Со­бес­ко­го), для её до­маш­не­го те­ат­ра на­пи­сал 7 опер (б. ч. уте­ря­на) и ряд свет­ских во­каль­ных со­чи­не­ний (кан­та­ты, се­ре­на­ды). В 1709 со­рев­но­вал­ся с Ген­де­лем в иг­ре на ор­га­не (ус­ту­пил Ген­де­лю) и кла­ви­ре (пре­взо­шёл его). С кон. 1714 воз­глав­лял Юли­ан­скую ка­пел­лу со­бо­ра Св. Пет­ра, пи­сал ду­хов­ные про­из­ве­де­ния, в т. ч. Stabat mater для 10 го­ло­сов и бас­со кон­ти­нуо. С 1719 при­двор­ный ка­пель­мей­стер в Лис­са­бо­не, со­чи­нял кан­та­ты, се­ре­на­ды, цер­ков­ную му­зы­ку. Обу­чая ин­фан­ту Ма­рию Бар­ба­ру, став­шую за­тем его по­кро­ви­тель­ни­цей, уже в Лис­са­бо­не на­чал со­чи­нять для кла­ве­си­на; по­сле её за­му­же­ст­ва (1729, суп­руг – бу­ду­щий исп. ко­роль Фер­ди­нанд VI) С. по­сле­до­вал за ней в Ис­па­нию (Се­ви­лья, Мад­рид), где ос­та­вал­ся до кон­ца жиз­ни. Про­дол­жал со­чи­нять в раз­ных жан­рах (в ча­ст­но­сти, пи­сал кан­та­ты для ка­ст­ра­та Фа­ри­нел­ли), но пред­поч­те­ние от­да­вал кла­вир­ным со­на­там, б. ч. ко­то­рых на­пи­са­на им в позд­ние го­ды. В 1738 в Лон­до­не из­дан един­ст­вен­ный при­жиз­нен­ный сб-к его «Уп­раж­не­ний для кла­ве­си­на» («Essercizi per gravicembalo»), со­стоя­щий из 30 од­но­ча­ст­ных со­нат. В 1750-х гг. его уче­ни­ком был А. Со­лер.

На­сле­дие С. вклю­ча­ет 13 опер, св. 20 се­ре­над и ора­то­рий, мно­же­ст­во соль­ных свет­ских кан­тат, 17 сим­фо­ний, 8 со­нат для со­лис­та и бас­со кон­ти­нуо, 3 мес­сы, ряд др. ду­хов­ных со­чи­не­ний. Пол­нее все­го та­лант С. про­явил­ся в его 555 кла­вир­ных со­на­тах, ис­клю­чи­тель­но бо­га­тых по жан­ро­вым ис­то­кам (вклю­ча­ют влия­ния му­зы­ки Ита­лии, Пор­ту­га­лии и Ис­па­нии), из­мен­чи­вых по ха­рак­те­ру и изо­бре­та­тель­ных по фак­ту­ре. В со­на­тах С. ис­поль­зо­ва­ны 22 то­наль­но­сти квин­то­во­го кру­га. При су­ще­ст­вен­ной ро­ли по­ли­фо­нии в них оче­вид­на на­прав­лен­ность к го­мо­фон­но­му скла­ду; гар­мо­ния от­ли­ча­ет­ся сме­ло­стью и свое­об­ра­зи­ем (осо­бен­но в дис­со­нант­ных «ач­ча­ка­ту­рах», ими­ти­рую­щих ги­тар­ные пе­ре­бо­ры). Схе­му ста­рин­ной со­нат­ной фор­мы С. на­пол­нил рез­ки­ми об­раз­ны­ми кон­тра­ста­ми, сме­на­ми фак­тур­ных мо­де­лей. Его но­ва­тор­ские и вир­ту­оз­ные приё­мы кла­вир­ной тех­ни­ки – ре­пе­ти­ции, пас­са­жи че­рез всю кла­виа­ту­ру, пе­ре­кре­щи­ва­ние рук, двой­ные но­ты, сме­лые скач­ки – по­лу­чи­ли раз­ви­тие в фп. му­зы­ке ком­по­зи­то­ров-ро­ман­ти­ков. Бу­ду­чи яр­чай­ши­ми об­раз­ца­ми му­зы­ки позд­не­го ба­рок­ко, со­чи­не­ния С. в то же вре­мя от­ра­зи­ли про­цесс фор­ми­ро­ва­ния клас­сич. кла­вир­ной со­на­ты.