https://i.imgur.com/sR2t4nyl.jpg
фото: britannica.com

БИЗЕ (Bizet) Жорж (25.10.1838, Па­риж – 3.6.1875, Бу­жи­валь, близ Па­ри­жа), франц. ком­по­зи­тор. Отец – пре­по­да­ва­тель пе­ния, мать – пиа­ни­ст­ка (бы­ла пер­вой учи­тель­ни­цей му­зы­ки Б.). В 1848–57 учил­ся в Па­риж­ской конс., где за­ни­мал­ся у А. Ф. Мар­мон­те­ля (фп.), Ф. Бе­нуа (ор­ган), П. Цим­мер­ма­на и Ш. Гу­но (кон­тра­пункт), Ф. Га­ле­ви (ком­по­зи­ция; дочь Га­ле­ви Же­невь­е­ва ста­ла же­ной Б. в 1869). Бу­ду­чи вы­со­ко­ода­рён­ным пиа­ни­стом, от­ка­зал­ся от карь­е­ры кон­цер­ти­рую­ще­го вир­туо­за и це­ли­ком по­свя­тил се­бя со­чи­не­нию му­зы­ки. В сим­фо­нии C-dur (1855, впер­вые ис­пол­не­на в 1935) на­ря­ду с влия­ни­ем Гу­но про­яви­лись чер­ты ин­ди­ви­ду­аль­но­го сти­ля Б. По­сле по­лу­че­ния Рим­ской пр. жил в Ита­лии (1857–1860), где на­пи­сал (вме­сто тре­бо­вав­шей­ся для от­чё­та мес­сы) ко­мич. опе­ру «Дон Про­ко­пио» (1859; сю­жет бли­зок «Се­виль­ско­му ци­рюль­ни­ку» Дж. Рос­си­ни). В 1860 за­кон­чил сим­фо­нию-кан­та­ту «Вас­ко да Га­ма» (по эпич. по­эме «Лу­зиа­ды» Л. Ка­мо­эн­са). В том же го­ду вер­нул­ся в Па­риж, где для за­ра­бот­ка был вы­ну­ж­ден да­вать ча­ст­ные уро­ки, пи­сать тан­це­валь­ную му­зы­ку и за­ни­мать­ся пе­ре­ло­же­ни­ем чу­жих со­чи­не­ний. В 1863 в Па­ри­же бы­ла по­став­ле­на опе­ра Б. «Ис­ка­те­ли жем­чу­га» на мод­ный то­гда ори­ен­таль­ный сю­жет. Не­смот­ря на от­дель­ные ме­ло­ди­че­ски вы­ра­зи­тель­ные но­ме­ра (зна­ме­ни­тый ро­манс На­ди­ра из 1-го дей­ст­вия), опе­ра в це­лом не име­ла ус­пе­ха у пуб­ли­ки, од­на­ко по­лу­чи­ла одоб­ри­тель­ный от­зыв Г. Бер­лио­за. Сдер­жан­но бы­ла при­ня­та и сле­дую­щая опе­ра – «Перт­ская кра­са­ви­ца» (по од­но­им. ро­ма­ну В. Скот­та, 1867). В 1867 Б. опуб­ли­ко­вал (под псевд. Гас­тон де Бет­зи) по­ле­мич. ста­тью «Бе­се­да о му­зы­ке» («Causerie musicale») – сво­его ро­да ху­дож. ма­ни­фест, где тре­бо­вал от ком­по­зи­то­ра не­по­сред­ст­вен­но­сти и прав­ди­во­сти. Сре­ди др. со­чи­не­ний 1860-х гг. – «Иван Гроз­ный» («боль­шая опе­ра» по мо­ти­вам рус. ис­то­рии, 1865; 1-я пост. – Мю­рин­ген, 1946), сим­фо­нич. сюи­та «Вос­по­ми­на­ния о Ри­ме» (1868), фп. пье­сы (в т. ч. «Хро­ма­ти­че­ские кон­церт­ные ва­риа­ции», 1868).

1870-е гг. – рас­цвет творч. дея­тель­но­сти ком­по­зи­то­ра, со­сре­до­то­чив­ше­го­ся на му­зы­ке для те­ат­ра. Опе­ра «Джа­ми­ле» (на сю­жет по­эмы «На­му­на» А. де Мюс­се, пост. 1872, Па­риж) ли­ше­на ус­лов­но-«вос­точ­ных» черт; вос­поль­зо­вав­шись под­лин­ны­ми араб. ме­ло­дия­ми, Б. тон­ко вос­соз­дал нац. ко­ло­рит (дей­ст­вие опе­ры про­ис­хо­дит в Каи­ре). Вер­ши­ны твор­че­ст­ва Б. – му­зы­ка к дра­ме А. До­де «Ар­ле­зи­ан­ка» (1872, те­атр «Во­де­виль», Па­риж; на её ос­но­ве Б. со­ста­вил сюи­ту, 1872; т. н. 2-я сюи­та из «Ар­ле­зи­ан­ки» со­став­ле­на дру­гом Б. – комп. Э. Ги­ро, 1885) и опе­ра «Кар­мен» (либ­рет­то А. Мель­я­ка и Л. Га­ле­ви, по мо­ти­вам од­но­им. но­вел­лы П. Ме­ри­ме, 1875, «Опе­ра-ко­мик», Па­риж). Дра­ма­тур­гия обо­их со­чи­не­ний по­строе­на на сход­ных прин­ци­пах: ис­поль­зуя тра­диц. но­мер­ную струк­ту­ру, Б. со­че­та­ет кон­тра­ст­ные те­ма­тич. пла­ны и муз. жан­ры для дос­ти­же­ния макс. дра­ма­тич. эф­фек­та. Так, в «Ар­ле­зи­ан­ке» сце­на са­мо­убий­ст­ва гл. ге­роя про­хо­дит на фо­не нар. празд­не­ст­ва, при этом ге­ро­ич. те­ма «мар­ша трёх ко­ро­лей» кон­тра­пунк­ти­ру­ет с ве­сё­лой фа­ран­до­лой; тра­гич. раз­вяз­ка опе­ры «Кар­мен» со­вер­ша­ет­ся на фо­не ли­кую­щих воз­гла­сов тол­пы. Дра­ма­тур­гич. кон­траст в «Кар­мен» ис­кус­но под­дер­жи­ва­ет­ся и сред­ст­ва­ми гар­мо­нии, в ко­то­рой экс­прес­сив­но-чув­ст­вен­ный хро­ма­тизм про­ти­во­пос­тав­лен «жан­ро­вой» му­зы­ке на чис­то диа­то­нич. ос­но­ве.

«Кар­мен» бы­ла при­ня­та пуб­ли­кой вра­ж­деб­но, её «низ­мен­ный» сю­жет при­зна­ли без­нрав­ст­вен­ным, му­зы­ку – без­образ­ной; спек­такль был снят со сце­ны. Б. ско­ро­по­стиж­но скон­чал­ся спус­тя 3 мес по­сле пре­мье­ры. Три­ум­фаль­ный ус­пех опе­ры на ми­ро­вой сце­не на­чал­ся по­сле по­ста­нов­ки в 1875 в Ве­не, для ко­то­рой Э. Ги­ро за­ме­нил раз­го­вор­ные диа­ло­ги ре­чи­та­ти­ва­ми и до­пол­нил 4-й акт ба­лет­ны­ми но­ме­ра­ми из му­зы­ки к «Ар­ле­зи­ан­ке» и из «Перт­ской кра­са­ви­цы». В 1878 «Кар­мен» бы­ла впер­вые по­став­ле­на в Рос­сии (С.-Пе­тер­бург, на итал. яз.), в 1883 во­зоб­нов­ле­на в Па­ри­же. По­чи­та­те­лем Б. стал П. И. Чай­ков­ский, ко­то­рый на­хо­дил в «Кар­мен» «безд­ну гар­мо­ни­че­ских сме­ло­стей». «Кар­мен» по­ны­не ос­та­ёт­ся од­ной из са­мых ре­пер­ту­ар­ных опер ми­ро­вой сце­ны.

На­граж­дён ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гиона.