https://i.imgur.com/dGcWuD3l.jpg
фото: goodhouse.ru

ЕРОФЕЕВ Ве­не­дикт Ва­силь­е­вич (24.10.1938, ст. Чу­па Ло­ух­ско­го р-на Ка­рель­ской АССР – 11.5.1990, Мо­ск­ва), рус. пи­са­тель. Из се­мьи ж.-д. слу­жа­ще­го. В дет­ст­ве и юно­сти жил на Рус. Се­ве­ре, в 1947–53 на­хо­дил­ся в дет­ском до­ме. Учил­ся на фи­ло­ло­гич. ф-те МГУ (1955–57), в Оре­хо­во-Зу­ев­ском, Вла­ди­мир­ском, Ко­ло­мен­ском пе­да­го­гич. ин­сти­ту­тах, ото­всю­ду был ис­клю­чён. Час­то ме­нял мес­та ра­бо­ты, был груз­чи­ком, ко­че­га­ром, ла­бо­ран­том. С сер. 1970-х гг. вхо­дил в круг моск. ху­дож. ин­тел­ли­ген­ции. В 1987 при­нял ка­то­ли­че­ст­во. По­след­ние го­ды жиз­ни тя­же­ло бо­лел. Ран­ние лит. опы­ты – «За­пис­ки пси­хо­па­та» (1956–57), «Бла­гая весть» (1960–62, сохр. фраг­мен­тар­но) пред­став­ля­ют ин­те­рес лишь как сту­пень к гл. про­из­ве­де­нию Е. – по­эме в про­зе «Мо­ск­ва – Пе­туш­ки» (1969–70; опубл. за ру­бе­жом в 1973, в Рос­сии – в 1988 час­тич­но, в 1989 пол­но­стью). В ос­но­ве по­эмы – уко­ре­нён­ный в тра­ди­ци­ях рус. лит-ры (пре­ж­де все­го «Мёрт­вые ду­ши» Н. В. Го­го­ля, к ко­то­рым соз­на­тель­но от­сы­ла­ет жан­ро­вое оп­ре­де­ле­ние «по­эма») мо­тив до­ро­ги, ко­то­рый у Е. при­об­ре­та­ет но­вый глу­бо­ко тра­гич. эк­зи­стен­ци­аль­ный смысл: про­стран­ст­вен­но­му дви­же­нию од­но­вре­ме­нен внутр. про­цесс по­сте­пен­ной ут­ра­ты соз­на­ния, рас­па­да лич­но­сти, изо­бра­жён­ный на фо­не по­лу­гро­те­ск­ной ре­аль­но­сти де­гра­ди­рую­ще­го СССР. В не­боль­шом по объ­ё­му тек­сте, про­ник­ну­том слож­ной иг­рой лит. и ми­фо­ло­гич. ал­лю­зий, па­ро­дий­но-тра­ве­стий­ное на­ча­ло (вос­хо­дя­щее к про­из­ве­де­ни­ям Ф. Раб­ле, Л. Стер­на, Го­го­ля) со­че­та­ет­ся с на­пря­жён­ным дра­ма­тиз­мом, сквоз­ная ци­тат­ность – с эф­фек­том жи­во­го, не­по­сред­ст­вен­но­го мо­но­ло­га. По­эма пе­ре­ве­де­на на мн. язы­ки ми­ра.

Е. так­же на­пи­сал пье­сы «Валь­пур­гие­ва ночь, или Ша­ги Ко­ман­до­ра» (1984–1985, опубл. за ру­бе­жом в 1985, пост. в 1989) и «Дис­си­ден­ты, или Фан­ни Кап­лан» (с 1985, не окон­че­на), эс­се о ли­те­ра­ту­ре (о В. В. Ро­за­но­ве и Са­ше Чёр­ном), до­ку­мен­таль­ный мон­таж «Моя ма­лень­кая ле­ни­ниа­на». Ро­ман «Дмит­рий Шос­та­ко­вич» (нач. 1970-х гг.) счи­та­ет­ся уте­рян­ным.