https://i.imgur.com/gXx2oKzl.jpg
фото: causticsodapodcast.com

ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus) (псевд.; наст. имя и фам. Фи­липп Тео­фраст Ау­ре­ол Бом­баст фон Го­ген­гейм; von Hohen­heim) (24.10.1493, Эгг, близ Айн­зи­дель­на, Швей­ца­рия – 24.9.1541, Зальц­бург), врач, ал­хи­мик, ас­т­ро­лог, фи­ло­соф, свет­ский тео­лог; один из ос­но­ва­те­лей ят­ро­хи­мии. Из обед­нев­шей вет­ви юж.-нем. дво­рян­ско­го ро­да. Под рук. от­ца изу­чал ме­ди­ци­ну и «тай­ные ис­кус­ства» ма­гии и ал­химии, ус­во­ив пред­став­ле­ние о при­ро­де как сис­те­ме зна­ков, в ко­то­рой ви­ди­мые фор­мы ука­зы­ва­ют на скры­тые в них си­лы. Учил­ся в ун-тах ря­да стран, ок. 1516 в Ун-те Фер­ра­ры стал д-ром те­ра­пии и хи­рур­гии. С 1517 стран­ст­во­вал в по­ис­ках но­вых зна­ний и прак­тич. вра­чеб­но­го опы­та, по­бы­вал в Ита­лии, Ис­па­нии, Пор­ту­га­лии, Фран­ции, Анг­лии, Да­нии, Шве­ции, Прус­сии, Лит­ве, Поль­ше, Венг­рии и др. стра­нах, уча­ст­во­вал как хи­рург в ря­де во­ен. кам­па­ний. С 1524 в Зальц­бур­ге, где под влия­ни­ем Ре­фор­ма­ции со­з­дал пер­вые бо­го­слов­ские ра­бо­ты, в т. ч. об ос­но­ван­ном на Еван­ге­лии спра­вед­ли­вом уст­рой­ст­ве «бла­жен­ной жиз­ни», ко­гда все тру­дят­ся, бла­га зем­ли раз­де­ле­ны по­ров­ну, от­сут­ст­ву­ют со­слов­ные при­ви­ле­гии («От Бо­га нет дво­рян­ст­ва, от Бо­га – труд и им­пе­ра­тор») и т. п. С 1527 гор. врач в Ба­зе­ле, где в ун-те впер­вые стал чи­тать лек­ции по ме­ди­ци­не на нем. яз. вме­сто ла­ты­ни, рез­ко вы­сту­пил про­тив ср.-век. схо­ла­стич. ме­ди­ци­ны с её сле­пым по­чи­та­ни­ем ав­то­ри­те­тов (Га­ле­на и др.) и опо­рой на ан­тич­ное гу­мо­раль­ное уче­ние о че­ты­рёх со­ках че­ло­ве­че­ско­го ор­га­низ­ма, счи­тая ос­но­вой ме­ди­ци­ны опыт, тра­ди­ции нар. вра­че­ва­ния и ал­хи­мию. Пуб­лич­но сжёг ср.-век. учеб­ные кни­ги, за что был про­зван «Лю­те­ром ме­ди­ков». По­сле кон­флик­та с гор. вла­стя­ми Ба­зе­ля с 1528 стран­ст­во­вал по Ев­ро­пе как прак­ти­кую­щий врач, пи­сал мед. («Па­ра­гра­нум», «Па­ра­ми­рум», «Ла­би­ринт за­блу­ж­даю­щих­ся ме­ди­ков» и др.) и на­тур­фи­лос. [«Ве­ли­кая ас­тро­но­мия (Про­ни­ца­тель­ная фи­ло­со­фия)» – сво­его ро­да эн­цик­ло­пе­дия «тай­ных на­ук»] трак­та­ты, за­ни­мал­ся хи­мич. опы­та­ми и ас­т­ро­ло­гич. на­блю­де­ния­ми. Пер­во­на­чаль­ное ув­ле­че­ние уче­ни­ем М. Лю­те­ра, а за­тем У. Цвинг­ли сме­ни­лось в 1530-х гг. раз­оча­ро­ва­ни­ем в них.

С по­яв­ле­ни­ем во 2-й пол. 16 в. мно­го­числ. по­сле­до­ва­те­лей П. и воз­рос­шим ин­те­ре­сом к его об­шир­но­му на­сле­дию в 1589–91 в Ба­зе­ле из­да­но со­б­ра­ние со­чи­не­ний П. в 10 то­мах – тру­ды по ме­ди­ци­не, ал­хи­мии, бо­та­ни­ке, ми­не­ра­ло­гии, на­тур­фи­ло­со­фии, а в нач. 17 в. опуб­ли­ко­ва­ны его хи­рур­гич. со­чи­не­ния. В то же вре­мя мн. тек­сты П. рас­про­стра­ня­лись с из­ме­не­ния­ми и до­пол­не­ния­ми, вне­сён­ны­ми по­бор­ни­ка­ми «тай­ных на­ук». В кон. 19 в. нем. ис­то­рик ме­ди­ци­ны К. Зуд­гоф (1853–1938) и др. в про­цес­се ра­бо­ты по вос­ста­нов­ле­нию под­лин­но­го тек­ста П. от­кры­ли мно­же­ст­во не­опуб­ли­ко­ван­ных со­чи­не­ний П. ре­лиг.-фи­лос. и со­ци­аль­но-этич. со­дер­жа­ния, что при­ве­ло в 20 в. к пе­ре­смот­ру мн. преж­них пред­став­ле­ний о П.

В от­ли­чие от ри­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. гу­ма­низ­ма, П. по­стро­ил своё фи­ло­соф­ст­во­ва­ние на Биб­лии как выс­шем ав­то­ри­те­те, по­сти­же­нии соз­дан­ной Бо­гом «кни­ги при­ро­ды» и собств. ис­тол­ко­ва­нии тра­ди­ций ср.-век. не­оп­ла­то­низ­ма, гер­ме­тиз­ма и ма­гии. Его воз­зре­ния не бы­ли сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­ны и пред­став­ля­ют со­бой про­ти­во­ре­чи­вый конг­ло­ме­рат идей и об­ра­зов. Со­тво­рён­ное Бо­гом из ни­че­го не­кое пер­во­на­ча­ло – «илеа­стер» (hyleaster – от греч. ὕλη – ве­ще­ст­во, ма­те­рия) со­че­та­ет как ве­ще­ст­вен­ное, так и не­бес­ное (ас­т­раль­ное), про­ни­зы­ваю­щее свои­ми ду­хов­ны­ми воз­дей­ст­вия­ми весь мир. В нём со­дер­жат­ся «се­ме­на» всех ве­щей, в т. ч. «ма­те­ри» – тра­ди­ци­он­ные 4 эле­мен­та ан­тич­ной на­тур­фи­ло­со­фии (зем­ля, во­да, воз­дух, огонь; П. на­зы­ва­ет их так­же «хао­са­ми», в ко­то­рых жи­вут ду­хи – со­от­вет­ст­вен­но гно­мы, ун­ди­ны, силь­фы и са­ла­ман­д­ры) и 3 фор­ми­рую­щих жиз­нен­ных прин­ци­па – к ал­хи­мич. се­ре и рту­ти (мер­ку­рию) П. до­ба­вил соль. Из этих се­мян про­из­ра­ста­ют все при­род­ные об­ра­зо­ва­ния, фор­ми­руе­мые «ар­хе­ем» – жиз­нен­ным ду­хом ка­ж­до­го су­ще­ст­ва. Врач при­зван вос­ста­нав­ли­вать по­ря­док в че­ло­ве­че­ском ор­га­низ­ме, на­ру­шен­ный втор­же­ни­ем чу­ж­дых ду­хов.

Соз­да­ние че­ло­ве­ка П. упо­доб­ля­ет не­кое­му ал­хи­мич. про­цес­су – «вы­тяж­ке» из всех не­бес­ных и зем­ных тво­ре­ний и сущ­но­стей, так что в ка­че­ст­ве мик­рокос­ма (см. Мик­ро­кос­мос и мак­ро­кос­мос), «квинт­эс­сен­ции» ми­ра че­ло­век со­дер­жит в се­бе свой­ст­ва всех ме­тал­лов, ми­не­ра­лов, рас­те­ний и жи­вот­ных, а так­же ас­т­раль­ных тел и по­то­му спо­со­бен вос­при­ни­мать всё, что есть в ми­ре, бла­го­да­ря «све­ту при­ро­ды» (lumen natu­ra­le), да­руе­мом бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­тью. Как об­раз и по­до­бие Бо­га че­ло­век при­зван по­сти­гать и раз­га­ды­вать ар­ка­ны – скры­тые тай­ны при­ро­ды («Сту­чи, сту­чи… и не сты­дись во­про­шать»), до­во­дить да­ры при­ро­ды до бо­лее со­вер­шен­но­го или нуж­но­го ему со­стоя­ния (в этом П. ви­дел и за­да­чу ал­хи­мии, ори­ен­ти­руя её на по­иск но­вых ле­карств). Та­ков смысл «бе­лой», «на­ту­раль­ной» ма­гии у П. Культ твор­че­ст­ва, от­кры­тий, са­мо­сто­ят. на­блю­де­ний, во­об­ще опыт­но­го зна­ния, свя­зан­но­го с ме­то­дом его прак­тич. ис­поль­зо­ва­ния (experientia et ratio) – один из лейт­мо­ти­вов дея­тель­но­сти П. (его де­виз – «знать, а не пред­по­ла­гать!»).

П. стал од­ним из ос­но­ва­те­лей но­во­го эта­па в раз­ви­тии фар­ма­ко­ло­гии и ле­че­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем хи­ми­ка­тов и ми­не­ра­лов. Он внёс боль­шой вклад в изу­че­ние и вра­че­ва­ние разл. ви­дов внутр. бо­лез­ней (в т. ч. про­фес­сио­наль­ных – трак­тат «О гор­ной бо­лез­ни и дру­гих болез­нях шах­тё­ров»), в хи­рур­гию, ан­ти­сеп­ти­ку, пси­хи­ат­рию, баль­нео­ло­гию. Ввёл в мед. прак­ти­ку упот­реб­ле­ние пре­па­ра­тов рту­ти (в ча­ст­но­сти, для ле­че­ния си­фи­ли­са), сурь­мы, ме­ди, же­ле­за, мышь­я­ка. Ус­та­но­вил от­ли­чие квас­цов от ку­по­ро­са и пред­ло­жил оп­ре­де­лять при­сут­ст­вие же­ле­за в во­де с по­мо­щью гал­ло­вой ки­сло­ты, при­ме­нил для экс­пе­ри­мен­тов во­дя­ную ба­ню, вы­де­лил вин­ный ка­мень (гид­ро­тар­трат ка­лия), пу­тём пе­ре­гон­ки ви­но­град­но­го и дре­вес­но­го ук­су­са по­лу­чил кон­цен­трированную ук­сус­ную ки­сло­ту.

Силь­ное влия­ние идей П. ска­за­лось в на­тур­фи­ло­со­фии 17–18 вв., в кон­цеп­ци­ях Я. Бё­ме, В. Вей­ге­ля, Я. Б. ван Гель­мон­та и его сы­на Ф. М. ван Гель­мон­та (1614–99), Г. В. Лейб­ни­ца (уче­ние о  мо­на­дах – «жиз­нен­ных ду­хах»), Ф. В. Шел­лин­га, Но­ва­ли­са и др.