https://i.imgur.com/iW5JTTEl.jpg
фото: tass.ru

Лев Юрьевич Новожёнов (род. 24 октября 1946, Москва) — советский и российский журналист, телеведущий, режиссёр, писатель. Наиболее известен как автор телепрограмм «Времечко», «Сегоднячко» и «Наши со Львом Новожёновым». Член Общественного совета Российского еврейского конгресса.

Биография
Родился 24 октября 1946 года в Москве в еврейской семье.

Родовая фамилия деда (грузчика из Моршанска) — Новзен, позднее была русифицирована в Новожёнов.

Семья
- Отец — Юрий Михайлович Новожёнов, закончил Литературный институт им. Горького.
- Мать — Анна Григорьевна — художник-график.
- Дочь — Александра (1982—2019) — искусствовед, публиковалась в изданиях «АртХроника», «Ведомости», «Художественный журнал», Colta.ru и в журнале «Искусство кино». Соавтор (с Глебом Напреенко) книги «Эпизоды модернизма. От истоков до кризиса».
  - Внучка — Ида.
- Сын (от второго брака) проживает в США.

Образование
Первый год отучился на историческом факультете МГПИ им. Ленина, после чего был отчислен за академическую неуспеваемость (с возможностью восстановления после года трудового стажа) и по комсомольской путёвке отправился на строительстве Ачинского глинозёмного комбината. Там он отработал только полгода (плотником-бетонщиком и выставляльщиком на кирпичном заводе). Спустя два года после возвращения заново поступил на редакторское отделение полиграфического института (МПИ, ныне МГУП), который окончил в 1974 году.

Профессиональная деятельность
Свою журналистскую карьеру начал в газете «Вечерняя Москва» (1965—1967).

С начала 1970-х годов начал писать короткие, в основном, юмористические рассказы. Печатался в «Литературной газете», «Литературной России», журнале «Юность», «Московском воднике».

Работал инженером в бюро по охране и реставрации памятников Подмосковья.

Был заместителем главного редактора газеты «Московский комсомолец».

С 1980 года выпускал полосу «Сатира энд юмор» в газете «Московский комсомолец». Под эгидой этого клуба сатириков начали свою творческую деятельность Александр Кабаков, Игорь Иртеньев, Борис Гуреев, Виктор Шендерович, Дмитрий Дибров. Автор эстрадных произведений, в частности, двух спектаклей — «Верните наши денежки, или Ефим Шифрин играет Шостаковича» и «Соло для кровати со скрипом».

Автор статей о современном театре. Статья Л. Новожёнова в «Российской газете» — «Хорошо сидим, или Наш ответ Гамлету» о спектакле по пьесе авангардного драматурга Михаила Волохова «И в Париж» вызвала большой резонанс не только в театральной среде.

С 1993 года начинает работать на телевидении, куда его позвал бывший коллега по «МК» Дмитрий Дибров. С мая 1993 года работал главным режиссёром IV канала. Был сценаристом программы «Под знаком зодиака», автором и ведущим телепрограммы «Иванов, Петров, Сидоров» (ОРТ, РТР). Совмещал посты руководителя программы «Времечко», вице-президента телекомпании «Авторское телевидение» (с 1994 года) и руководителя информационной службы, заместителя директора «Новой студии» (с 1995 года). Покинул АТВ в июле 1997 года после личных и творческих разногласий с Анатолием Малкиным.

В сентябре 1997 года по приглашению Леонида Парфёнова и Олега Добродеева стал штатным сотрудником телекомпании НТВ, ведущий и руководитель программы «Сегоднячко». В разное время вёл телепередачи «Старый телевизор» (1997—1998, 1999—2001), «Спросите у Лившица…» (1998—1999), «Тушите свет!» (2000—2001), «Большой секрет для маленькой компании» (2001), «Пять минут с Новожёновым» (2001—2003), «Утро на НТВ» (2002), «Страна советов» (2003), «Вопрос, ещё вопрос» (2005).

В апреле 2001 года, в свете развития событий вокруг «дела НТВ», Новожёнов ненадолго покинул телеканал вместе со своими передачами и основным составом сотрудников, но, после некоторых раздумий, в мае того же года продолжил работу на НТВ.

С 9 мая 2002 по 22 марта 2015 года вёл передачу «Наши со Львом Новожёновым» на канале «НТВ Мир». Несмотря на то, что последняя постоянная программа с ним на основном канале была закрыта в январе 2006 года, до 2015 года Новожёнов фактически продолжал числиться в штате НТВ в должности художественного руководителя и ведущего программ.

В 2001 году вышел том Льва Новожёнова в «Антологии сатиры и юмора России в XX веке» (издательство «Эксмо»).

В декабре 2007 года вместе с Дмитрием Дибровым основал портал wwwTop4top.ru. Осенью 2008 года ушёл с поста главного редактора портала. Главный редактор Zadelo.tv, созданного коллективом редакции Top4top, после ухода с портала.

В конце 2000-х годов работал на социальном канале правительства города Москвы «Доверие», вёл телепрограммы «Вектор доверия» и «Утро».

С 2009 года — преподаватель Московского института телевидения и радиовещания «Останкино».

C 2010 года — ведущий шоу «Брюзга» на телеканале «Комсомольская правда». 15 апреля 2013 года появился в эфире «Первого канала», где в рамках программы «Вечерний Ургант» представил рубрику «На гребне волны со Львом Новожёновым», в которой рассказывал «об открытии сёрфинга, кровожадных акулах и подольских досках для покорителей волн».

В 2015—2016 годах работал на телеканале «ТВ-3»: в программе «X-Версии. Другие новости» вёл рубрику «Тайны жизни со Львом Новожёновым».

В 2018 году — автор и ведущий рубрики «Философическая минутка со Львом Новожёновым» на канале RTVI.

В январе 2019 года Новожёнов репатриировался в Израиль; при этом, согласно интервью, он намеревается наезжать в Россию.

С 12 августа по 27 декабря 2019 года — ведущий программы «Вечер» на телеканале «Москва 24» (совместно с Ксенией Чепенко или Полиной Соловьёвой).

В 1976 году был удостоен премии «Золотой телёнок» «Литературной Газеты» («Клуба 12 стульев»).
Лауреат премий «Гонг» и «Золотой Остап» (1997).

Библиография
Новожёнов Л. Ю. Сугубо личное, или Искусство жить неправильно. — М.: Зебра Е, 2013. — 416 с.
Новожёнов Л. Ю. Антология сатиры и юмора России XX века. Лев Новожёнов. — М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 576 с.
Новожёнов Л. Ю. Улыбайтесь, могло быть хуже! — М.: Империум Пресс, 2004. — 256 с.
Новожёнов Л. Ю. Ну и времечко! — М.: Гамма Пресс 2000, 2000. — 256 с.
Новожёнов Л. Ю. О «Времечке» и о себе. — М.: Олимп; АСТ-ЛТД, 1998. — 480 с.
Новожёнов Л. Ю. Бремечко жить. — М.: Гном-Пресс, 1996. — 256 с.