https://i.imgur.com/69Kv2Ggl.jpg
фото: moscowsteps.com

ЯКОБСОН (Jakobson) Ро­ман Оси­по­вич 23.10.1896, Мо­ск­ва – 18.7.1982, Кем­бридж, США], язы­ко­вед и ли­те­ра­ту­ро­вед. Окон­чил Ла­за­рев­ский ин-т вост. язы­ков (1914) и ис­то­ри­ко-фи­ло­логич. ф-т МГУ (1918). В 1919 слу­жил в ли­те­ра­тур­но-из­да­тель­ской сек­ции от­де­ла изо­бра­зит. ис­кусств (ИЗО) Нар­ком­про­са. В 1920 в со­ста­ве мис­сии Крас­но­го Кре­ста вы­ехал в Пра­гу; в 1921–27 ра­бо­тал здесь в сов. пол­пред­ст­ве. В 1933 пе­ре­ехал в Брно, где до 1939 пре­по­да­вал в Ун-те им. Ма­са­ри­ка. В 1939–41 в Да­нии, Нор­ве­гии, Шве­ции, с 1941 в США. В 1942–46 проф. Воль­ной шко­лы выс­ших ис­сле­до­ва­ний в Нью-Йор­ке, где сре­ди его слу­ша­те­лей – К. Ле­ви-Строс. Проф. Гар­вард­ско­го ун-та (1949–67) и Мас­са­чу­сет­ско­го тех­но­ло­гич. ин-та (1957–67), в ко­то­ром вёл се­ми­на­ры совм. с Н. Бо­ром с це­лью вы­яв­ле­ния свя­зей язы­ко­зна­ния с др. нау­ка­ми. Чи­тал лек­ции во мно­гих ун-тах ми­ра. На­чи­ная с 1956 не­од­но­крат­но при­ез­жал в СССР, 29.9.1979 про­чёл лек­цию в МГУ.

Я. был в чис­ле соз­да­те­лей Мо­с­ков­ско­го лин­гвис­ти­че­ско­го круж­ка, праж­ской лин­гвис­ти­че­ской шко­лы, Нью-Йорк­ско­го лин­гвис­тич. круж­ка (1943); один из ос­но­во­по­лож­ни­ков струк­ту­ра­лиз­ма. Внёс вклад в ис­сле­до­ва­ние мн. об­лас­тей язы­ко­зна­ния и мн. язы­ков. В Че­хо­сло­ва­кии раз­ра­ба­ты­вал вме­сте с Н. С. Тру­бец­ким фо­но­ло­гич. тео­рию, ос­но­ван­ную на ро­ли фо­нем в смыс­ло­раз­ли­че­нии, свои фо­но­ло­гич. идеи при­ме­нял к др. яв­ле­ни­ям язы­ка («К об­ще­му уче­нию о па­де­же», 1936), на ос­но­ве идей Тру­бец­ко­го изу­чал язы­ко­вые сою­зы. Даль­ней­шим раз­ви­ти­ем фо­но­ло­гич. кон­цеп­ции Я. ста­ла тео­рия диф­фе­рен­ци­аль­ных при­зна­ков, раз­ра­бо­тан­ная им вме­сте с Г. Фан­том и М. Хал­ле, где пред­ла­га­лось опи­сы­вать фо­но­ло­гич. сис­те­му лю­бо­го язы­ка на ос­но­ве не­боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва зву­ко­вых про­ти­во­пос­тав­ле­ний – диф­фе­рен­ци­аль­ных при­зна­ков, а фо­не­мы рас­смат­ри­ва­лись как на­бо­ры этих при­зна­ков. В об­лас­ти об­щей тео­рии язы­ка Я. раз­ра­бо­тал клас­си­фи­ка­цию функ­ций язы­ка, под­верг кри­тич. ана­ли­зу идеи Ф. де Сос­сю­ра, в ча­ст­но­сти об от­сут­ст­вии ес­теств. свя­зи ме­ж­ду зву­ча­ни­ем и зна­че­ни­ем зна­ка язы­ко­во­го. Под­чёр­ки­вал не­об­хо­ди­мость учё­та двух сто­рон язы­ко­вой ком­му­ни­ка­ции – го­во­ря­ще­го (ко­ди­рую­ще­го), пре­об­ра­зую­ще­го смысл в текст, и слу­шаю­ще­го (де­ко­ди­рую­ще­го), пре­об­ра­зую­ще­го текст в смысл. Рас­смат­ри­вал па­рал­ле­ли ме­ж­ду язы­ко­зна­ни­ем и точ­ны­ми нау­ка­ми, в т. ч. с тео­ри­ей свя­зи и ки­бер­не­ти­кой, ис­поль­зо­вал в лин­гвис­ти­ке идеи тео­рии ин­фор­ма­ции. Изу­чал дет­скую речь, афа­зии, уни­вер­са­лии язы­ко­вые и др. Я. за­ни­мал­ся рус­ским и др. слав. язы­ка­ми, в 1940–50-е гг. во мно­гом за­ло­жив ос­но­вы сла­ви­сти­ки и ру­си­сти­ки в США. Ве­ли­ка роль Я. в раз­ви­тии кон­так­тов ме­ж­ду язы­ко­ве­да­ми раз­ных стран и кон­ти­нен­тов, в т. ч. с 1950-х гг. он зна­ко­мил сов. лин­гвис­тов с зап. нау­кой о язы­ке и про­па­ган­ди­ро­вал в США и Зап. Ев­ро­пе ра­бо­ты ря­да отеч. учё­ных.

Ис­сле­до­вал про­бле­мы по­эти­ки ху­дож. лит-ры и фольк­ло­ра, пре­им. на отеч. ма­те­риа­ле; от­стаи­вал не­об­хо­ди­мость изу­че­ния по­эти­ки в её свя­зях с язы­ко­зна­ни­ем. Пер­вая круп­ная ра­бо­та – кн. «Но­вей­шая рус­ская по­эзия. На­бро­сок пер­вый» (созд. в 1919, опубл. в 1921), по­свя­щён­ная твор­че­ст­ву В. Хлеб­ни­ко­ва; те­зис «по­эзия есть язык в его эс­те­ти­че­ской функ­ции» стал ма­ни­фе­стом рус. фор­маль­ной шко­лы. Со­вме­ст­но с П. Г. Бо­га­ты­рё­вым в ра­бо­те «Фольк­лор как осо­бая фор­ма твор­че­ст­ва» (1929) Я. обос­но­вал кон­цеп­цию нар. твор­че­ст­ва как кол­лек­тив­но­го, в ко­то­ром важ­ную роль иг­ра­ет цен­зу­ра все­го со­об­ще­ст­ва, в про­ти­во­по­лож­ность бы­то­вав­ше­му в нау­ке то­го вре­ме­ни вы­дви­же­нию на пер­вый план ин­ди­ви­ду­аль­но­го на­ча­ла в фольк­ло­ре. В 1930–50-е гг. мно­го за­ни­мал­ся во­про­са­ми сти­хо­сло­же­ния, ус­та­но­вив связь слав. сти­ха с ин­до­ев­ро­пей­ским, при­дав но­вый им­пульс ис­сле­до­ва­ни­ям по срав­нит. мет­ри­ке. Ав­тор фун­дам. ис­сле­до­ва­ния «Ос­но­ва срав­ни­тель­но­го сла­вян­ско­го ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния» (1953), ра­бот о «Сло­ве о пол­ку Иго­ре­ве», «За­дон­щи­не», твор­че­ст­ве А. С. Пуш­ки­на, А. Н. Ра­ди­ще­ва, А. А. Бло­ка, В. В. Мая­ков­ско­го, Б. Л. Пас­тер­на­ка, а так­же о Дан­те, У. Блей­ке, Ш. Бод­ле­ре, Б. Брех­те и др. Об­ра­щал­ся к ран­не­сла­вян­ско­му эпо­су, слав. ми­фо­ло­гии, отд. ви­дам ис­кус­ст­ва (в т. ч. се­мио­ти­ке ки­но).