КЛЕЙСТ (Kleist) Генрих (Бернд Генрих Вильгельм) фон (18.10.1777, Франкфурт-на-Одере – 21.11.1811, Ванзе), нем. писатель. Из старого прус. дворянского рода. С 1792 служил в прус. гвардии; принимал участие в Рейнском походе (1794). В 1799 вышел в отставку, изучал математику, философию, физику и право в ун-те Франкфурта-на-Одере; испытал влияние философии И. Канта, которая привела его к мысли о тщетности человеческих попыток познать мир. В 1800–03 во время путешествий по Европе познакомился с И. В. Гёте, Ф. Шиллером, К. М. Виландом, Г. Цшокке. В 1805–06 чиновник в Кёнигсберге. В 1807 жил в Дрездене, где издавал (совместно с политич. философом А. Мюллером) ж. «Phöbus» (1808); в 1810 вернулся в Берлин, с 1810 выпускал газ. «Berliner Abendblätter». Удручённый бедностью и неудачами при попытках добиться признания, покончил с собой.
Основу творч. наследия К. составляют пьесы и прозаич. новеллы. В центре внимания К. — одного из крупнейших представителей нем. романтизма – трагическое в своей неразрешимости противоречие между иррациональной природой человека и несправедливыми обществ. установлениями. Первая пьеса К. — «трагедия рока» «Семейство Шроффенштейн» («Die Familie Schroffenstein», 1803). Одновременно с ней К. писал трагедию на воен.-политич. тему «Роберт Гискар» («Robert Guiskard», 1802–03, сохр. частично), в которой отразилось его сложное отношение к Наполеону I Бонапарту. Единственная пьеса, поставленная при жизни К. (И. В. Гёте в Веймаре, 1808; успеха не имела), — комедия «Разбитый кувшин» («Der zerbrochene Krug», 1803–06), близкая по сюжету к нар. масленичным фарсам. В комедии «Амфитрион» («Amphitryon», 1807) К. создал вольное переложение одноим. комедии Мольера. В 1808 завершены трагедия «Пентесилея» («Penthesilea») о любви-ненависти королевы амазонок к Ахиллу, в которой античность предстала как эпоха неукротимых страстей и демонич. характеров (экзальтированность трагедии шокировала современников, в т. ч. Гёте); романтич. рыцарская драма «Кетхен из Гейльбронна, или Испытание огнём» («Das Käthchen von Heilbronn, oder Die Feuerprobe»), свидетельствующая о заметном усилении мистич. настроений К., а также трагедия «Битва Германа» («Die Hermannsschlacht») на актуальную политич. тему борьбы против франц. оккупации. В основе психологич. драмы «Принц Фридрих Гомбургский» («Prinz Friedrich von Homburg», 1810) – конфликт мечты и реальности: К. пытается найти примирение между своеволием романтич. героя и надличными военно-государственной и правовой традициями.
Убеждённость в слабости человечecкого разума, его неспособности проникнуть в тайны судьбы отразилась и в новеллах К. 1810–11, разнообразных по характеру и сюжету [напряжённо-драматичная «Маркиза дʼО.» («Die Marquise von O…»), детективная «Землетрясение в Чили» («Das Erdbeben in Chili»), мистич. и фаталистич. «Локарнская нищенка» («Das Bettelweib von Locarno») и «Обручение на Сан-Доминго» («Die Verlobung in St. Domingo») и др.], но всегда отмеченных необычным для того времени лаконизмом стиля, стремительностью развития действия. Лучшее прозаич. произведение К. — стилизованная под историч. хронику 16 в. новелла «Михаэль Кольхаас» («Michael Kohlhaas»), в которой поставлены вопросы справедливости и законности, вины и наказания, бунта и религ. смирения. Среди эссе на лит.-худож. темы выделяется «О театре марионеток» («Über das Marionettentheater», 1810), в котором К. сформулировал ставший знаменитым парадокс несовместимости грации и сознания. Творчество К. в 19 в. было малоизвестно. Первое собрание его сочинений издал в 1826 Л. Тик. Лишь в 20 в. оно было оценено по достоинству, оказав влияние на мн. лит. направления (в т. ч. на экспрессионизм).