https://i.imgur.com/io4kThRl.jpg
фото: fineartamerica.com

КЛЕЙСТ (Kleist) Ген­рих (Бернд Ген­рих Виль­гельм) фон (18.10.1777, Франк­фурт-на-Оде­ре – 21.11.1811, Ван­зе), нем. пи­са­тель. Из ста­ро­го прус. дво­рян­ско­го ро­да. С 1792 слу­жил в прус. гвар­дии; при­ни­мал уча­стие в Рейн­ском по­хо­де (1794). В 1799 вы­шел в от­став­ку, изу­чал ма­те­ма­ти­ку, фи­ло­со­фию, фи­зи­ку и пра­во в ун-те Франк­фур­та-на-Оде­ре; ис­пы­тал влия­ние фи­ло­со­фии И. Кан­та, ко­то­рая при­ве­ла его к мыс­ли о тщет­но­сти че­ло­ве­че­ских по­пы­ток по­знать мир. В 1800–03 во вре­мя пу­те­ше­ст­вий по Ев­ро­пе по­зна­ко­мил­ся с И. В. Гё­те, Ф. Шил­ле­ром, К. М. Ви­лан­дом, Г. Цшок­ке. В 1805–06 чи­нов­ник в Кё­нигс­бер­ге. В 1807 жил в Дрез­де­не, где из­да­вал (со­вме­ст­но с по­ли­тич. фи­ло­со­фом А. Мюл­ле­ром) ж. «Phö­bus» (1808); в 1810 вер­нул­ся в Бер­лин, с 1810 вы­пус­кал газ. «Berliner Abend­blät­ter». Уд­ру­чён­ный бед­но­стью и не­уда­ча­ми при попытках до­бить­ся при­зна­ния, по­кон­чил с со­бой.

Ос­но­ву творч. на­сле­дия К. со­став­ля­ют пье­сы и про­за­ич. но­вел­лы. В цен­тре вни­ма­ния К. — од­но­го из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей нем. ро­ман­тиз­ма – тра­ги­че­ское в сво­ей не­раз­ре­ши­мо­сти про­ти­во­ре­чие ме­ж­ду ир­ра­цио­наль­ной при­ро­дой че­ло­ве­ка и не­спра­вед­ли­вы­ми об­ществ. ус­та­нов­ле­ния­ми. Пер­вая пье­са К. — «тра­ге­дия ро­ка» «Се­мей­ст­во Шроф­фен­штейн» («Die Familie Schroffenstein», 1803). Од­но­вре­мен­но с ней К. пи­сал тра­ге­дию на во­ен.-по­ли­тич. те­му «Ро­берт Гис­кар» («Robert Guiskard», 1802–03, сохр. час­тич­но), в ко­то­рой от­ра­зи­лось его слож­ное от­но­ше­ние к На­по­ле­о­ну I Бо­на­пар­ту. Един­ст­вен­ная пье­са, по­став­лен­ная при жиз­ни К. (И. В. Гё­те в Вей­ма­ре, 1808; ус­пе­ха не име­ла), — ко­ме­дия «Раз­би­тый кув­шин» («Der zerbrochene Krug», 1803–06), близ­кая по сю­же­ту к нар. мас­ле­нич­ным фар­сам. В ко­ме­дии «Ам­фит­ри­он» («Amphitryon», 1807) К. соз­дал воль­ное пе­ре­ло­же­ние од­но­им. ко­ме­дии Моль­е­ра. В 1808 за­вер­ше­ны тра­ге­дия «Пен­те­си­лея» («Penthesilea») о люб­ви-не­на­вис­ти ко­ро­ле­вы ама­зо­нок к Ахил­лу, в ко­то­рой ан­тич­ность пред­ста­ла как эпо­ха не­ук­ро­ти­мых стра­стей и де­мо­нич. ха­рак­те­ров (эк­заль­ти­ро­ван­ность тра­ге­дии шо­ки­ро­ва­ла со­вре­мен­ни­ков, в т. ч. Гё­те); ро­ман­тич. ры­цар­ская дра­ма «Кет­хен из Гей­льб­рон­на, или Ис­пы­та­ние ог­нём» («Das Käthchen von Heilbronn, oder Die Feuerprobe»), сви­де­тель­ст­вую­щая о за­мет­ном уси­ле­нии мис­тич. на­строе­ний К., а так­же тра­ге­дия «Бит­ва Гер­ма­на» («Die Hermannsschlacht») на ак­ту­аль­ную по­ли­тич. те­му борь­бы про­тив франц. ок­ку­па­ции. В ос­но­ве пси­хо­ло­гич. дра­мы «Принц Фрид­рих Гом­бург­ский» («Prinz Friedrich von Homburg», 1810) – кон­фликт меч­ты и ре­аль­но­сти: К. пы­та­ет­ся най­ти при­ми­ре­ние ме­ж­ду свое­во­ли­ем ро­ман­тич. ге­роя и над­лич­ны­ми во­ен­но-го­су­дар­ст­вен­ной и пра­во­вой тра­ди­ция­ми.

Убе­ж­дён­ность в сла­бо­сти человечe­cко­го ра­зу­ма, его не­спо­соб­но­сти про­ник­нуть в тай­ны судь­бы от­ра­зи­лась и в но­вел­лах К. 1810–11, раз­но­об­раз­ных по ха­рак­те­ру и сю­же­ту [на­пря­жён­но-дра­ма­тич­ная «Мар­ки­за дʼО.» («Die Marquise von O…»), де­тек­тив­ная «Зем­ле­тря­се­ние в Чи­ли» («Das Erdbeben in Chili»), мис­тич. и фа­та­ли­стич. «Ло­карн­ская ни­щен­ка» («Das Bettelweib von Locarno») и «Об­ру­че­ние на Сан-До­мин­го» («Die Ver­lo­bung in St. Domingo») и др.], но все­гда от­ме­чен­ных не­обыч­ным для то­го вре­ме­ни ла­ко­низ­мом сти­ля, стре­ми­тель­но­стью раз­ви­тия дей­ст­вия. Луч­шее про­за­ич. про­из­ве­де­ние К. — сти­ли­зо­ван­ная под ис­то­рич. хро­ни­ку 16 в. но­вел­ла «Ми­ха­эль Коль­ха­ас» («Michael Kohlhaas»), в ко­то­рой по­став­ле­ны во­про­сы спра­вед­ли­во­сти и за­кон­но­сти, ви­ны и на­ка­за­ния, бун­та и ре­лиг. сми­ре­ния. Сре­ди эс­се на лит.-ху­дож. те­мы вы­де­ля­ет­ся «О те­ат­ре ма­рио­не­ток» («Über das Marionetten­thea­ter», 1810), в ко­то­ром К. сфор­му­ли­ро­вал став­ший зна­ме­ни­тым па­ра­докс не­со­вмес­ти­мо­сти гра­ции и соз­на­ния. Твор­че­ст­во К. в 19 в. бы­ло ма­ло­из­ве­ст­но. Пер­вое со­бра­ние его со­чи­не­ний из­дал в 1826 Л. Тик. Лишь в 20 в. оно бы­ло оце­не­но по дос­то­ин­ст­ву, ока­зав влия­ние на мн. лит. на­прав­ле­ния (в т. ч. на экс­прес­сио­низм).