https://i.imgur.com/eab12mEl.jpg
фото: eg.ru

15 октября 1967 года на Мамаевом кургане был торжественно открыт памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Тысячи людей, военная авиация, участие генсека Леонида Брежнева – открытие монумента на легендарной, политой кровью «Высоте 102» стало событием, важность которого невозможно переоценить.

«Родина-мать» стала последним крупным творением скульптора Евгения Вучетича и его профессиональным триумфом. Однако тогда, в день открытия, сам скульптор не произносил торжественных речей: Евгений Вучетич сам прошел войну, был сильно контужен и старался избегать публичности.

«После ранения не мог долго говорить, у него начинался кашель, тик, дергалась рука. Были сильно повреждены голосовые связки и связки плеча. Это была неизлечимая реакция»,

– рассказывал в одном из интервью внук скульптора Евгений Вучетич.

Евгений Вучетич хорошо знал не только своё дело, но и то, чем на самом деле была Великая Отечественная. Он видел, как рвутся снаряды и гибнут боевые товарищи. И, наверное, потому его образы оказались столь пронзительными, несмотря на монументальность.

Главная доминанта мемориала – скульптура «Родина-мать» – сооружалась в течение трёх лет. Авторы сочли наиболее удачным материалом бетон – пластичный и одновременно передающий суровую атмосферу военных лет. Впрочем, этот выбор пришлось отстаивать: скульптура была едва ли не первым в мире памятником, сделанным не из благородных материалов, а из простого железобетона. Доверия к цементу не было, но вместе с тем не было и денег на бронзу или гранит в таких невероятных масштабах. Вучетич лично убедил в правильности своего выбора занимавшего на тот момент пост первого секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева.

Работы велись только в тёплое время года, сначала был построен фундамент глубиной 16 метров, затем на площадках лесов послойно собирали форму, внутри которой располагалась арматура.

«Несмотря на то, что это очень высокая скульптура – почти 91 метр, она представляет из себя художественный объект. Видно, что это делал серьёзный, большой скульптор. Это очень важно: суметь объединить огромные размеры и некую запоминающуюся художественную форму. Если смотреть издалека – на фоне неба скульптура как будто летит. Он придал ей парусность, движение, вот этот шарф развевающийся – как птица двигается, а ведь это же фигура исполинская»,

– отмечает внук скульптора Евгений Вучетич.

К установке памятника был привлечен один из лучших советских инженеров – Николай Никитин, который разрабатывал конструкцию Останкинской телебашни. Инженерное решение, к которому Никитин пришел в ходе этой работы, легло и в основу монумента: как и башня, «Родина-мать» должна была стоять под тяжестью собственного веса. Это 8 тысяч тонн. Сама фигура была полая, а её железобетонный каркас удерживался за счет натяжения стальных тросов.

«Родина-мать» – это главная фигура и композиционный центр архитектурно-скульптурного ансамбля на Мамаевом кургане. Общая площадь этого комплекса 26 гектаров, а протяжённость от подножия до вершины холма составляет 1,5 километра. От подножия кургана к его вершине ведут 200 гранитных ступеней – по числу дней Сталинградской битвы. По мере подъёма посетителям раскрываются новые элементы композиции: это вводная композиция-горельеф «Память поколений», Аллея пирамидальных тополей, площадь «Стоявших насмерть», стены-руины, площадь Героев, подпорная стена-рельеф, зал Воинской славы, площадь Скорби с памятником «Скорбящая мать» и, конечно, сам монумент «Родина-мать зовет!».

Работа над этим комплексом стала знаковой не только для самого Евгения Вучетича, но и для всей страны. Посмотреть на строительство памятника мирового масштаба приезжали правительственные комиссии, в том числе лично Шарль де Голль и Фидель Кастро. Эта напряженная, самоотверженная работа потребовала колоссальных усилий скульптора: архитектурный ансамбль на Мамаевом кургане стал его последним масштабным проектом.