https://i.imgur.com/Vy906pil.jpg
фото: liveinternet.ru

МОНТАЛЕ (Montale) Эуд­же­нио (12.10.1896, Ге­нуя – 12.9.1981, Ми­лан), итал. по­эт, пи­са­тель, жур­на­лист. Из се­мьи ком­мер­сан­та. Учил­ся в тех­нич. уч-ще им. Вик­то­ра Эм­ма­нуи­ла в Ми­ла­не (1911–1915); са­мо­стоя­тель­но изу­чал ли­те­ра­ту­ру и фи­ло­со­фию. Уча­ст­ник 1-й ми­ро­вой вой­ны; в 1925 под­пи­сал со­став­лен­ный Б. Кро­че «Ма­ни­фест ин­тел­лек­туа­лов-ан­ти­фа­ши­стов». С 1927 во Фло­рен­ции; в 1929–38 ди­рек­тор б-ки «Ка­би­нет Вьёсё»; уво­лен по­сле от­ка­за всту­пить в фа­ши­ст­скую пар­тию. С 1948 жил в Ми­ла­не, ра­бо­тал в газ. «Corriere della Sera» (до 1973). В 1967 по­жиз­нен­но на­зна­чен се­на­то­ром. Лит. дея­тель­но­стью за­ни­мал­ся с 1916; пе­ча­тал­ся с 1922. В по­эзии М. обращение к сред­невек. по­этич. тра­ди­ции (Дан­те) со­еди­ня­ет­ся с глу­бо­ким ос­вое­ни­ем опы­та Ш. Бод­ле­ра, франц. сим­во­лиз­ма, англ. по­этов 19 в. и Т. С. Элио­та: сб-ки «Пан­ци­ри ка­ра­ка­тиц» («Ossi di seppia», 1925), «Об­стоя­тель­ст­ва» («Le occasioni», 1939), «Бу­ря и дру­гое» («La bufera e altro» 1956), «Са­ту­ра» («Satura», 1971), «Днев­ник 71-го и 72-го» («Diario del ‘71 e del ’72», 1973), «Тет­радь за че­ты­ре го­да» («Qua­der­no di quattro anni», 1977) и др. Ха­рак­тер­ная для по­эзии М. за­шиф­ро­ван­ность и не­до­го­во­рён­ность сбли­жа­ет её с гер­ме­тиз­мом (хо­тя сам М. эту связь от­ри­цал). Твор­че­ст­ву М. при­су­щи то­таль­ное по­гру­же­ние в мир по­этич. вы­мыс­ла, на­ме­рен­ное иг­но­ри­ро­ва­ние по­ли­тич. кон­тек­ста, а в ко­неч­ном счё­те и ре­аль­но­сти как та­ко­вой. Под­чёрк­ну­той клас­сич­но­стью и му­зы­каль­но­стью рит­мич. строя сти­хи М. про­ти­во­сто­ят по­эзии аван­гар­диз­ма. Сре­ди др. со­чи­не­ний: сб. ли­рич. про­зы «Ди­нар­ская ба­боч­ка» («Farfalla di Di­nard», 1956, рус. пер. 2010), цикл кри­тич. эс­се «Ау­то­да­фе» («Auto da fè», 1966), ста­тьи о ли­те­ра­ту­ре и му­зы­ке; пе­ре­во­ды. Но­бе­лев­ская пр. (1975).