ПИЛЬНЯК (псевд.; наст. фам. Вогау) Борис Андреевич [29.9(11.10).1894, Можайск – 21.4.1938, полигон «Коммунарка», близ Москвы], рус. прозаик. Отец П. – из поволжских немцев, земский ветеринарный врач; мать из купеч. семьи. Детство и юность прошли в Саратове, Богородске (с 1930 Ногинск), Нижнем Новгороде, Коломне. В 1913 поступил на экономич. отделение Моск. ин-та нар. хозяйства им. К. Маркса (ныне Рос. экономич. ун-т им. Г. В. Плеханова), которое окончил в 1920. В 1922–23 посетил Германию и Великобританию. С 1924 жил в Москве. Во 2-й пол. 1920-х – нач. 1930-х гг. совершил неск. поездок на Ближний Восток, в Китай, Японию, США.
Печатался с 1909, с 1915 – под псевдонимом по названию хутора Пильнянка в Харьковской губ., где жил у своего дяди по материнской линии, живописца А. И. Савинова. Первый сб. рассказов «С последним пароходом» (1918) П. считал очень слабым, однако два рассказа из него – «Над оврагом» и «Смерть» – впоследствии включал во многие др. издания. В 1920 вышел сб. рассказов «Быльё» (1920) – одна из наиболее ранних попыток запечатлеть быт революц. эпохи. Известность принёс роман «Голый год» (1922), показавший революцию как противоборство стихийного и рационального начал; в нём в полной мере проявилась новая худож. манера П. – его орнаментальный стиль, сложившийся под влиянием прозы А. Белого, А. М. Ремизова, Е. И. Замятина. Характерными признаками орнаментализма П., призванного передать суть взорванного революцией привычного миропорядка, стали: «монтажный» принцип соединения разл. фрагментов повествования; временны́е, тематич. и стилистич. сдвиги; смена точек зрения; разного рода повторы; цитаты из документальных источников, своих и чужих произведений; намеренное нарушение правил синтаксиса. Жизни рус. провинции в революц. годы посвящены повести «Метель», «Иван-да-Марья» (обе 1922), «Третья столица» (1923), «Мать сыра-земля» (1925) и др. Дикая стихия деревенского быта, приходящая в столкновение с новой, машинизированной жизнью, за которой будущее, но которая не может не вызывать опасений, – в центре романа «Машины и волки» (1925).
Произведения П. широко издавались, хотя и подвергались критике за идеологич. ошибки, формалистич. приёмы, грубый натурализм и эротику. Нападки офиц. критики вызвала и напечатанная в ж. «Новый мир» (1926, № 5) «Повесть непогашенной луны» – о командарме, «зарезанном» на операционном столе, в основу которой легли слухи о насильств. смерти М. В. Фрунзе (тираж журнала был изъят из продажи). Публикация повести «Красное дерево» (Берлин, 1929) о жизни маленького рос. городка в послереволюц. годы была воспринята как «пасквиль на советскую действительность» и повлекла за собой широкомасштабную травлю П.; он был исключён из РАПП, покинул пост пред. Всероссийского союза писателей.
Среди др. произведений: отразившие впечатления от поездок по зарубежным странам «Рассказ о ключах и глине» (1926), кн. очерков «Корни японского солнца» (1927), «Китайская повесть» (1928), «О’кей. Американский роман» (1933); романы «Волга впадает в Каспийское море» (1930; в который включена в переработанном виде повесть «Красное дерево») о строительстве канала Москва – Волга; «Созревание плодов» (1936), «Соляной амбар» (автобиографич.; создан в 1937; частично опубл. в 1964, полностью опубл. в 1990).
В 1937 репрессирован; расстрелян. Реабилитирован 28.11.1956.