https://i.imgur.com/pNE5Tprl.jpg
фото: mgpu.ru

МОРИАК (Mauriac) Фран­суа (11.10.1885, Бор­до – 1.9.1970, Па­риж; по­хо­ро­нен в дер. Ве­мар, близ Па­ри­жа), франц. пи­са­тель, круп­ней­ший пред­ста­ви­тель Ка­то­ли­че­ско­го воз­ро­ж­де­ния, чл. Франц. ака­де­мии (1933). Из се­мьи круп­но­го зем­ле­вла­дель­ца и ком­мер­сан­та. Окон­чил фи­ло­ло­гич. ф-т Ун-та Бор­до (1905). В 1908 по­сту­пил в па­риж­скую Шко­лу хар­тий, но че­рез пол­го­да бросил учёбу и пол­ностью по­свя­тил се­бя лит. твор­че­ст­ву. Во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны слу­жил са­ни­та­ром. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны уча­ст­во­вал в Дви­же­нии Со­про­тив­ле­ния; под псевд. Фо­рез (Forez) опуб­ли­ко­вал ан­тифа­ши­ст­скую пуб­ли­ци­стич. кн. «Чёр­ная тет­радь» («Le Cahier noir», 1943). В 1950–60-х гг. под­дер­жи­вал Ш. де Гол­ля, вы­сту­пал как сто­рон­ник ле­вых взгля­дов. Ак­тив­но со­труд­ни­чал с прес­сой (ав­тор ре­гу­ляр­ной руб­ри­ки в газ. «Fi­ga­ro»). В по­след­ние го­ды вёл уе­ди­нён­ный об­раз жиз­ни.

Пе­ча­тал­ся с 1909 как по­эт; в сб-ках «Ру­ки, сло­жен­ные для мо­литв» («Les Mains jointes», 1909), «Про­ща­ние с от­ро­че­ст­вом» («L’adieu а̀ l’adolescence», 1911) и др. на­ме­ти­лись осн. мо­ти­вы твор­че­ст­ва М.: оди­но­че­ст­во душ в от­сут­ст­вие Гос­по­да; оза­ре­ние и Бо­же­ст­вен­ная бла­го­дать; кон­фликт ду­хов­но­го на­ча­ла с тём­ны­ми ин­стинк­та­ми. Пес­си­ми­стич. трак­тов­ка гре­ха как не­отъ­ем­ле­мой час­ти че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния ха­рак­тер­на для драм «Ас­мо­дей» («Asmodée», пост. в 1937), «Не­лю­би­мые» («Les mal-aimés», пост. в 1945), «Огонь на зем­ле» («Le feu sur la terre», 1950). Хри­сти­ан­ские воз­зре­ния М., сфор­ми­ро­ван­ные под силь­ным влия­ни­ем Ав­ре­лия Ав­гу­сти­на и во мно­гом близ­кие ян­се­низ­му, по­лу­чи­ли наи­бо­лее яр­кое во­пло­ще­ние в про­зе, центр. те­ма ко­то­рой – борь­ба до­б­ра и зла в ок­ру­жаю­щем ми­ре и в са­мой че­ло­ве­че­ской ду­ше: ро­ма­ны «Ди­тя под бре­ме­нем це­пей» («L’enfant chargé de cha­înes», 1913), «По­це­луй про­ка­жён­но­му» («Le bai­ser au lépreux», 1922, рус. пер. 2002), «Зло» («Le mal», 1923), «Пус­ты­ня люб­ви» («Le Désert de l’amour», 1925, рус. пер. 1987), «Те­ре­за Дес­кей­ру» («Thérè­se Desqueyroux», 1927, рус. пер. 1927), «Клу­бок змей» («Le Nœud de vipères», 1932, рус. пер. 1934), «Ко­нец но­чи» («La Fin de la nuit», 1935, рус. пер. 1936), «До­ро­га в ни­ку­да» («Les Chemins de la mer», 1939, рус. пер. 1957), «Аг­нец» («L’Agneau», 1954, рус. пер. 1983) и др. Тра­ди­ции франц. пси­хо­ло­гич. про­зы (М. М. де Ла­фай­ет, Б. Кон­стан) со­еди­ня­ют­ся у М. с со­ци­аль­но-кри­тич. ана­ли­зом про­винц. нра­вов (в ду­хе О. де Баль­за­ка и Э. Зо­ля) и де­таль­ным, под­час на гра­ни на­ту­ра­лиз­ма, вос­соз­да­ни­ем обы­ден­ной, гре­хов­ной жиз­ни пер­со­на­жей. Сре­ди др. со­чи­не­ний: ав­то­био­гра­фич. ро­ман «Под­рос­ток бы­лых вре­мён» («Un adolescent d’autrefois», 1969, рус. пер. 1970), «Днев­ник» («Journal», т. 1–4, 1937–53); эс­се и трак­та­ты на ре­лиг. те­мы, в т. ч. «Стра­да­ния хри­стиа­ни­на» («Souffrances du chrétien», 1928), «Му­ка и ра­дость хри­стиа­ни­на» («Souffran­ces et bonheur du chrétien», 1931), «Жизнь Ии­су­са» («La Vie de Jésus», 1936, рус. пер. 1991); ли­те­ра­ту­ро­ведч. тру­ды, в т. ч. эс­се о Ж. Ра­си­не и Б. Пас­ка­ле. Но­бе­лев­ская пр. (1952).