https://i.imgur.com/fQlOg1Xl.jpg
фото: bloknot-moldova.md

Щусев Алексей Викторович. Российский архитектор. Действительный член Императорской Академии художеств. Академик. Директор Третьяковской галереи, а также организатор и директор Музея архитектуры, ныне носящего его имя. Известен как автор Мавзолея Владимира Ильича Ленина на Красной площади.

Алексей Щусев родился 8 октября 1873 года в городе Кишинев, Молдавия. Мальчик с детства любил рисовать и уже тогда знал, что станет архитектором: много чертил, копировал из журналов репродукции, срисовывал фотографии, изучал памятники зодчества. За свои рисунки получал награды и похвальные листы. В возрасте восемнадцати лет поступил в Высшее художественное училище Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге и учился в мастерской Григория Котова и Леонтия Бенуа, а также посещал классы Ильи Репина и Архипа Куинджи.

Жить студенту приходилось впроголодь, денег хватало исключительно на учебу. Чтобы иметь средства к существованию, Щусев начал подрабатывать. Заказы пытался находить сам либо у знакомых, либо в газетных объявлениях. В 1895 году из газеты узнал о смерти генерала Дмитрия Шубина-Поздеева и сразу подготовил эскиз надгробия: небольшую квадратную часовню под шатром. Без приглашения и рекомендаций юноша пришел к вдове с готовым наброском и сумел ее убедить отдать заказ именно ему. Часовню возвели на кладбище Александро-Невской лавры, а с тех пор об Алексее Викторовиче Щусеве заговорили как о талантливом архитекторе.

В 1896 году Щусев закончил Академию художеств. За дипломную работу «Барская усадьба» зодчий получил Большую золотую медаль и право поехать за границу за государственный счет. Зимой 1897 года в составе Археологической комиссии отправился в Узбекистан. Вместе с учеными под руководством профессора Николая Веселовского снимал кальки с многочисленных орнаментов и обмерял древнейшие памятники Самарканда: гробницу Тамерлана Гур-Эмир, а также соборную мечеть Биби-Ханым. Его настолько впечатлила среднеазиатская архитектура, что восточные мотивы позже появлялись во многих работах прославленного архитектора.

Через полгода после поездки Щусев отправился в новое заграничное путешествие. На этот раз он побывал в Тунисе, Австрии, Англии, Италии, Бельгии и Франции. Находясь за границей молодой зодчий тщательно изучал различные архитектурные стили: Возрождение, готику, классицизм. В Париже учился в частной академии художника Рудольфа Жюлиана, где за полгода в совершенстве овладел мастерством рисования. Всего за границей Алексей провел около двух лет.

Вернувшись в Россию в 1899 году архитектор вновь оказался в трудном финансовом положении: на кафедру Академии его не брали, в подмастерья к маститым зодчим идти не хотел, а самостоятельным востребованным архитектором стать без связей было практически невозможно.

Необходимую помощь Щусеву оказал Григорий Котов, дав небольшой заказ для Успенского собора Киево-Печерской лавры. В 1901 году молодой архитектор отреставрировал иконостас церкви и заменил алтарь алтарной преградой. Увлекшись древнерусским зодчеством и искусством, поступил на службу в канцелярию Священного Синода, где стал его официальным архитектором.

Уже через год Щусев получил новый заказ от графа Алексея Олсуфьева: архитектор должен был построить церковь Сергия Радонежского в память о Куликовской битве. Алексей Викторович решил создать нетрадиционный храм, который символизировал бы мужество русских воинов, спасших Европу от монголо-татарского ига. С западной стороны храма он расположил две мощные наклонные башни, которые символизировали двух богатырей: Пересвета и Ослябю, героев Куликовской битвы. Их соединяла стена со звонницей, за которой находилась сама церковь. Заказчику эскиз не понравился, но архитектору удалось отстоять проект с некоторыми уступками.

Священный Синод в 1904 году командировал Щусева на Украину, в древний город Овруч, где амбициозному архитектору предстояло заняться реставрацией церкви Святого Василия XII века, разрушенной практически до основания. В этом проекте зодчий впервые применил методы научной реставрации: собрал все археологические находки и внедрил их в собственный проект, причем не только остатки стен, но и фрагменты перекрытий, которые находили во время раскопок. Эта работа положила начало всей отечественной реставрационной школы.

На территории Марфо-Мариинской обители милосердия в 1909 году по заказу княгини Елизаветы Романовой, Щусев начал возводить Покровский собор: здание в новорусском стиле. Все детали имели прототипы в древнерусском зодчестве, но выполнены в духе современного искусства. После этого Алексей Викторович спроектировал еще несколько храмов: церкви в Натальевке, Глазовке, Ракитной и храм Спасо-Преображения на братском кладбище в Москве.

В 1910 году Щусеву присвоили звание академика за разработанную им методику реставрации зданий. Помимо этого сам император Николай II наградил его орденами Анны второй степени и Станислава третьей степени за вклад в церковное строительство.

Всего через год Щусев получил государственный заказ: спроектировать «восточные ворота Москвы»: Казанский вокзал. В 1913 году представил в Министерство путей сообщения проект вокзала, в котором соединил мотивы восточного и древнерусского зодчества. В центре композиции находилась многоступенчатая конструкция, напоминающая башню Сююмбике в ансамбле Казанского кремля. На ее шпиле находился мифический змей Зилант, символ древней Казани.

Несмотря на то, что в октябре 1917 года в России началась революция и русская аристократия спешно начала покидать страну, Алексей Викторович Щусев решил все-таки остаться. Новое правительство закрыло Марфо-Мариинскую обитель, приостановило строительство Казанского вокзала, однако к их создателю относились весьма благосклонно.

По заданию советского правительства в 1918 году Щусев в паре с Иваном Жолтовским приступили к проекту реконструкции Москвы: «Новая Москва». Алексей Викторович предложил максимально сохранить исторический центр, расширить границы города, построить магистрали, площади и набережные. Но городские власти проект раскритиковали, так как планировалось сносить религиозные памятники. Реконструкцию поручили более сговорчивым архитекторам.

В 1922 году Щусева назначили председателем Московского архитектурного общества. В день смерти вождя пролетариата Владимира Ленина 27 января 1924 года архитектору приказали за несколько часов спроектировать временный мавзолей для тела вождя на Красной площади. Деревянный мавзолей по его проекту построили за четыре дня. Здание представляло собой куб, увенчанный трехступенчатой пирамидой. После этого Щусев стал официально признанным главным советским архитектором. Ему давали государственные заказы на жилые и административные здания, санатории и гостиницы по всей стране. Позднее, именно Алексею Викторовичу доверили строительство второго деревянного мавзолея и третьего, каменного.

Тем временем новый план реконструкции Москвы набирал обороты: рядом с Красной площадью на территории Охотного ряда решили построить первую советскую многоэтажную гостиницу. Первоначальный проект в стиле конструктивизма разработали Леонид Савельев и Освальд Стапран. Однако конструктивизм вскоре уступил место сталинскому ампиру, и идею гостиницы пришлось срочно менять. В помощь двум зодчим назначили Щусева. Однако сотрудничество маститого академика и молодежи не сложилось, и Алексей Викторович покинул проект.

В 1933 году Щусеву, как члену Моссовета, поручили проинспектировать строительство гостиницы: в это время ее фасад был готов почти наполовину. Академик сделал вывод, что молодые архитекторы еще никогда и нигде не строили, проектного опыта не имеют и справиться с таким объектом не имеют возможности. Московский Совет предложил Алексею Викторовичу возглавить стройку. Опытный зодчий согласился с условием, что не будет соавтором Савельева и Стапрана. В 1935 году гостиница «Москва» в стиле неоклассицизм приняла первых гостей.

После успешного строительства гостиницы Щусев параллельно вел десятки проектов в разных городах Советского Союза. Архитектор разработал план Большого Москворецкого моста и застройки набережной Москвы-реки напротив Киевского вокзала, расширил Тверскую улицу сохранив старые дома, создал план академического городка. Алексей Викторович спроектировал здания советского посольства в Бухаресте, гостиницы «Интурист» в Батуми, филиала Института Маркса-Энгельса-Ленина в Тбилиси и Театра оперы и балета в Ташкенте.

В 1937 году отношение властей к Щусеву изменилось. Сначала на съезде архитекторов академик публично возразил председателю Совнаркома Вячеславу Молотову, высказав мнение, что неопытным молодым архитекторам необходимо давать небольшие заказы, а маститым - крупные проекты. Через два месяца в газете «Правда» появилась разгромная статья Савельева и Стапрана, которые обвиняли академика в антисоветских настроениях, плагиате, монополии на крупные проекты. По инициативе партийного комитета Союза архитекторов СССР Щусева исключили из организации, отстранили от работы в мастерской и лишили всех государственных заказов.

Тяжелое забвение длилось около года, так как власти все-таки нужны были опытные архитекторы, поэтому Щусева восстановили в должности. Реабилитация в отличие от обвинений прошла тихо и не освещалась широко в прессе. Алексей Викторович продолжил проектировать и строить, но первым архитектором страны его уже не называли.

В 1939 году начал работать над перепланировкой здания НКВД, которое завершил почти через восемь лет. В послевоенные годы Щусев составлял проекты восстановления и реконструкции разрушенных фашистами городов: Истры, Волгограда, Новгорода, Кишинева, Минска.

Правительство не скупилось на награды: три постройки Щусева: каменный мавзолей в Москве, Институт марксизма-ленинизма в Тбилиси и здание оперы и балета в Ташкенте - отмечены почетными Сталинскими премиями. Архитектора также наградили орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени.

С 1945 года по инициативе Алексея Щусева Республиканский музей русской архитектуры в городской усадьбе Талызиных открыт не только для ученых, но и для всех желающих. Музей должен был выполнять те же функции в отношении архитектуры, что Третьяковская галерея в области искусства. Его сотрудники ездили в научные экспедиции по России, исследовали и реставрировали памятники архитектуры, пополняли найденными экспонатами музейную коллекцию. Кроме того, сам Щусев и его коллеги дарили музею свои проекты, модели, фотографии.

Одной из последних работ Щусева стала станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии московского метрополитена. Оформление станции, посвященной победе над немецко-фашистскими захватчиками, великий архитектор выполнил в русском стиле. За строительство станции метро «Комсомольская» его посмертно наградили четвертой по счету Сталинской премией.

    Алексей Викторович Щусев скончался 24 мая 1949 года в Москве в результате сердечной недостаточности. Похоронен архитектор на первом участке Новодевичьего кладбища столицы.

Семья Алексея Щусева

Отец - Виктор Петрович Щусев, надворный смотритель, служивший в земстве, а затем смотритель богоугодных заведений (кишиневской земской больницы).
Мать - Мария Корнеевна, в девичестве Зазулина.

Брат - Петр (1871-1934), врач, путешественник.
Брат - Павел (1880-1957), архитектор, член-корреспондент академии архитектуры СССР, доктор технических наук.

Награды Алексея Щусева

Советские Награды

Орден Ленина (6.9.1947)

Два ордена Трудового Красного Знамени

Сталинская премия первой степени (1941) - за архитектурный проект здания Института Маркса - Энгельса - Ленина в Тбилиси (1938)

Сталинская премия второй степени (1946) - за внутреннее оформление Мавзолея В. И. Ленина

Сталинская премия первой степени (1948) - за архитектурный проект здания Театра имени А. Навои в Ташкенте

Сталинская премия второй степени (1952 - посмертно) - за архитектурный проект станции «Комсомольская - кольцевая» Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича

Награды Российской Империи

Орден Анны II степени
Орден Станислава III степени за вклад в церковное строительство.

Реализованные Проекты Алексея Щусева

Знаменский скит в деревне Битягово, Домодедовского р-на, Московской области

Иконостас для Успенского собора Киево-Печерской лавры, конец XIX века

Реконструкция церкви Василия (XII в.) в Овруче, 1904-1905 годы.

Женское коммерческое училище Комитета московского общества распространения коммерческого образования с церковью в честь иконы Богоматери Взыскания погибших (1904-1905, Москва, Улица Зацепа, 41/12), совместно с П. А. Заруцким, А. У. Зеленко, С. У. Соловьевым, Н. А. Шевяковым

Марфо-Мариинская обитель, с 1907 по 1912 годы

Троицкий собор в Почаевской лавре, 1906-1912 годы.

Часовня Св. Анастасии у Ольгинского моста, Псков, 1911 год; интерьер расписан фресками по эскизам Н. К. Рериха

Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, с 1911 по 1917 годы

Церковь в имении помещика Богдана (село Кугурешты, Молдавия), 1912 год.

Храм и парадный въезд в имении Павла Ивановича Харитоненко в Натальевке (Харьковская область, Украина)

Православный Храм Христа Спасителя в Сан-Ремо, 1913 год.

Церковь Николая Чудотворца в Бари, 1913 год. Строительство храма было завершено только после окончания Первой мировой войны.

Комплекс зданий Казанского вокзала, 1913 год (строительство завершено в 1928-1930 годы).

Павильон России на Международной художественной выставке в Венеции, 1914 год.

Коммерческий институт на улице Зацепа, сейчас одно из зданий РЭА имени Плеханова, 1914 год.

Часовня у Романовского моста через Волгу, 1915 год, (с. Нижние Вязовые, Татарстан).

Храм Спаса Преображения на Братском кладбище, 1915-1918 годы. Снесен.

План реконструкции Москвы «Новая Москва», 1918-1923 годы (с группой соавторов)

Павильон-пропилеи (1923, Москва, Советская площадь), снесен;

Павильон Кустарной промышленности на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (реконструкция корпуса завода Бромлея), совместно с И. С. Николаевым (1923, Москва, у Крымского моста), перестроен;

Клуб имени Октябрьской революции, при участии инженера Г. Г. Карлсена (1925-1928, Москва, на Казанском вокзале), ныне Центральный дом культуры железнодорожников;

Мавзолей Ленина, 1924- деревянный, 2 варианта; 1927-1930 годы - каменный;

Два боковых крыла здания Госбанка Неглинной улице, 1927-1929 годы (совместно с Жолтовским)

Здание Наркомзема на Садовой-Спасской улице, 1928-1933 годы. Соавторы: Д. Д. Булгаков, И. А. Француз, Г. К. Яковлев.

Гостиница Москва, 1930-е годы. Основные авторы О. А. Стапран и Л. И. Савельев.

Гостинично-санаторное здание в Мацесте, 1930-е годы.

Здание Механического института (сейчас Военный университет) на Большой Садовой улице, 1929-1934 годы.

Жилые дома в Брюсовом переулке: артистов МХАТ № 17 в 1928 году, артистов Большого театра № 7 в 1935 году.

План реконструкции улицы Охотный ряд, площади Свердлова, площади Революции и Красной площади, 1934 год. Работа огромного коллектива, а не Щусева. Возможно, его идеей была передвижка исторических зданий вместо их сноса.

Перепланировка Ленинградского шоссе (сейчас Ленинградский проспект), 1933-1934 годы.

Частично осуществленный проект застройки Смоленской и Ростовской набережных, 1934-1935 годы. Осуществлены дом на углу Смоленской набережной и современного Нового Арбата и жилой дом на Ростовской набережной.

Большой Москворецкий мост, 1935-1937 годы. Инженер П. В. Щусев

Филиал Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в Тбилиси, 1938 год.

Жилой дом № 13 для сотрудников Академии Наук СССР на Большой Калужской улице, 1938-1939 годы.

Здание института генетики, 1938-1939 годы.

Планировка участков берега Москвы-реки в районе Крымского моста, Замоскворецкой части Садового кольца, конец 1930-х годов

Реконструкция Октябрьской и Добрынинской площадей, конец 1930-х годов

Здание НКВД на Лубянской площади, 1940-1947 годы.

Комплекс однотипных зданий научно-исследовательских институтов Академии наук за Калужской заставой (институт органической химии, физический институт, институт металлургии, институт точной механики и вычислительной техники), проект конца 1930-х годов, строительство завершено в 1951 году.

Реконструкция здания президиума Академии наук СССР с участием инженера В. Г. Шухова (остекленное покрытие зала заседаний). конец 1930-х годов.

Здание Академии наук Казахской ССР Алма-Ата. 1948-1953 годы.

Проекты восстановления городов, разрушенных в годы Великой Отечественной войны (Истра, Великий Новгород, Туапсе, Кишинев)

Станция метро Комсомольская-кольцевая, конец 1940-х годов, достроена после смерти Щусева сотрудниками его мастерской. Подземный вестибюль украшен мозаичными панно по эскизам П. Д. Корина

Память об Алексее Щусине

В память о А. В. Щусеве в Москве установлена мемориальная доска на доме, где он жил с 1939 по 1949 гг. (Ленинский проспект, 13).

С 1949 по 1992 годы его именем называлась улица в Москве (в настоящее время ей возвращено историческое название Гранатный переулок). В 1980 году во дворе Центрального дома архитектора (Гранатный переулок, 7) установлен памятник А. В. Щусеву (скульптор И. М. Рукавишников, архитектор Б. И. Тхор).

Имя А. В. Щусева носит музей архитектуры в Москве.

В родном городе архитектора, Кишиневе, его имя присвоено одной из центральных улиц и детской городской художественной школе.

В его честь названы улицы в ряде городов бывшего Советского Союза: Великий Новгород, Киев, Луцк (Украина), Бельцы, Рыбница.

В 2016 году в Москве появилась улица Архитектора Щусева.

В Молдавии выпущена марка посвященная Щусеву.