https://i.imgur.com/4E30KGBl.jpg
фото: fondlubimova.com

Юрий Петрович Любимов. Родился 30 сентября 1917 года в Ярославле. Умер 5 октября 2014 года в Москве. Советский и российский театральный режиссёр, актёр и педагог, народный артист РФ. Лауреат Сталинской премии II степени и Государственной премии России. Художественный руководитель и директор Московского театра на Таганке.

Юрий Любимов прожил 97 лет — без малого век. И этот его век включил в себя столько событий, поворотов, бурь и триумфов, что хватило бы на приключенческий роман в нескольких томах. Первую половину жизни он был актером, вторую — режиссером. В годы войны служил в Ансамбле песни и пляски НКВД, сыграл довольного жизнью колхозника в фильме «Кубанские казаки», а потом создал театр, по всем статьям перпендикулярный режиму, дружил с диссидентами и правозащитниками, наконец, стал эмигрантом… Ему довелось увидеть закат и агонию своего главного детища — Театра на Таганке, но это печальное зрелище не сломило Любимова. До самого конца он ставил не только спектакли по всему свету, он режиссировал свою жизнь.

Юрий Любимов в 1939 году закончил Театральное училище им. Щукина, в 1946-м стал актером Театра им. Вахтангова. Играл Олега Кошевого в «Молодой гвардии», легкомысленного скульптора Шубина в инсценировке романа Тургенева «Накануне», правильно мыслящего политика Марка Пино в спектакле по пьесе Николая Вирты «Заговор обреченных», Ганю Иволгина в «Идиоте», Сирано де Бержерака, Ромео, Треплева. По меркам тогдашнего малокартинья Любимов довольно много снимался в кино — в ролях неглавных. Словом, актер он был успешный, но не первый. Ничто тогда не обнаруживало в нем бунтаря, носителя авангардных художественных идей.

С 1953 года Любимов преподавал в родном Щукинском училище. В 1963 году он взялся поставить со студентами курса Анны Орочко дипломный спектакль по пьесе Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана» (в переводе на русский пьеса «Добрый человек из Сычуани» впервые была опубликована незадолго до того — в 1957 году). Постановка произвела сенсацию в театральной Москве. И стала первым спектаклем обновленного московского Театра на Таганке, руководителем которого был назначен в 1964 году Юрий Любимов. Он привел в театр многих выпускников Щукинского училища, участников дипломного спектакля: Зинаиду Славину, Аллу Демидову, Бориса Хмельницкого. Постепенно труппу пополнили Валерий Золотухин, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, Леонид Филатов, Инна Ульянова. Любимовская Таганка быстро приобрела репутацию авангардного театра с «острым» репертуаром и непривычной манерой активного вовлечения зрителя в игру. Поэт Андрей Вознесенский — многолетний друг и автор театра — назвал Таганку «эпицентром свободолюбивой интеллигенции». За основу на Таганке взяли брехтовскую идею «эпического театра». Портрет драматурга встречал зрителей сразу при входе в театр. Антураж был нарочито спартанским: ни занавеса, ни богатых, тщательно выделанных декораций. Вместо них — многофункциональные конструкции, условные выгородки. В репертуаре любимовского театра всегда большое место занимали поэтические спектакли: «Товарищ, верь…» по произведениям Пушкина, «Послушайте!» по Маяковскому, «Антимиры» по Вознесенскому, «Павшие и живые» — из стихов поэтов-фронтовиков. Позже настал период инсценировок прозаических произведений: романа «Герой нашего времени», повестей «Живой» Бориса Можаева и «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева. Этапными для театра стали спектакли Любимова «Десять дней, которые потрясли мир» (1965), «Жизнь Галилея» (1966), «Гамлет» (1971), «Мастер и Маргарита» (1977), «Владимир Высоцкий» (1981), «Борис Годунов» (1982). Два последних были запрещены к показу.

С самого начала существования Театра на Таганке Любимов отбивался от нападок чиновников, от их попыток закрыть спектакли. Театр был окружен мощным кольцом влиятельных друзей — деятелей культуры и науки, они очень помогали в борьбе с косной цензурой, но основной удар всегда принимал на себя руководитель Таганки. В 1984 году, находясь в командировке за рубежом, Любимов поделился с интервьюером газеты Times своими критическими размышлениями относительно культурной политики в СССР. Это стало для советских властей последней каплей, Любимов был лишен гражданства Советского Союза. Для сотрудников Театра на Таганке это стало страшным ударом. Многие, увы, в порыве демонстрации своей преданности Любимову некорректно вели себя по отношению к не менее гениальному режиссеру Анатолию Эфросу (он был назначен главным режиссером Таганки после лишения Любимова гражданства). До самой перестройки Юрий Петрович не мог вернуться в Москву и свой театр, но был чрезвычайно востребован в Европе, Израиле, США, ставил спектакли в знаменитых театрах мира.

Советское гражданство Любимову вернули в 1989-м, он приехал, чтобы восстановить некогда запрещенные спектакли и поставить новые. Но довольно быстро стало понятно, что многие актеры не готовы общаться с Любимовым в прежней манере, предполагавшей не просто жесткий, менторский тон режиссера, но и неприятные, провокационные комментарии, определения, на которые не скупился Юрий Петрович. Такова была его установка — не давать актерам поблажки. И раньше они его слушались, как строгого отца. Но «дети» выросли, выстояли в тяжелейшие годы отсутствия «отца» и теперь претендовали на элементарную человеческую благодарность. Часть труппы, возглавляемая актером и режиссером Николаем Губенко, отделилась от театра и стала существовать автономно под названием «Содружество актеров Таганки». Началась неприятная, стыдная пора дрязг и судов — две части некогда славного коллектива боролись за имущество. В итоге команде Губенко отошла Новая сцена театра, а коллектив Любимова остался в старом, историческом здании.

В начале 2000-х годов Юрий Любимов поставил в родном театре несколько спектаклей, высоко оцененных критикой — что позволило говорить о своеобразном ренессансе в творчестве мастера: композиции по роману «Евгений Онегин», по «Фаусту» Гете. Но в 2011 году в театре вновь вспыхнул скандал, и снова его причины лежали сугубо в материальной плоскости… Любимов ушел с поста главного режиссера Театра на Таганке, но не из профессии. В 2012-м, спустя полвека, он вернулся в Театр им. Вахтангова и поставил там четырехчасовой спектакль по роману Достоевского «Бесы». Следующей премьерой стала опера «Князь Игорь» в Большом театре. А последним спектаклем мастера стала опера-буфф «Школа жен» в московском театре «Новая опера». Юрия Петровича Любимова не стало 5 октября 2014 года, и с его кончиной закончилась очень важная глава истории отечественного театра второй половины XX века.