https://i.imgur.com/my3cgqvl.jpg
фото: rgnp.ru

ЭЛИОТ (Eliot) То­мас Стернз (псевд. Т. С. Эли­от, T. S. Eliot) (26.9.1888, Сент-Лу­ис, штат Мис­су­ри, США – 4.1.1965, Лон­дон; по­хо­ро­нен в Вест­мин­стер­ском аб­бат­ст­ве), амер. и англ. по­эт, лит. кри­тик. Ро­дил­ся в со­стоя­тель­ной се­мье. По­лу­чил фи­лос. об­ра­зо­ва­ние в Гар­вард­ском ун-те (1909). В 1910–11 слу­шал лек­ции по фи­ло­со­фии в Сор­бон­не; в 1911–14 – в док­то­ран­ту­ре Гар­вар­да. В 1914 по­зна­ко­мил­ся с Э. Па­ун­дом. Жил в Лон­до­не, Окс­фор­де; в 1922–39 из­да­вал ж. «The Criterion». В 1927 при­нял брит. под­дан­ст­во и пе­ре­шёл в анг­ли­кан­ст­во.

Как по­эт де­бю­ти­ро­вал в 1915, опуб­ли­ко­вав стих. «Лю­бов­ная песнь Дж. Ал­фре­да Пруф­ро­ка» («The love song of J. Alfred Prufrock»); в 1917 вы­шел пер­вый по­этич. сб. «Пруф­рок и дру­гие на­блю­де­ния» («Prufrock and other observations»). По­эзия Э. от­ме­че­на слож­ной рит­ми­кой, под­чёрк­ну­той им­пер­со­наль­но­стью (Э. счи­тал, что по­эзия не долж­на вы­ра­жать эмо­ции по­эта), оби­ли­ем скры­тых ци­тат и ре­ми­нис­цен­ций из ис­то­рии и куль­ту­ры, фраг­мен­тар­но­стью фор­мы: по­этич. сб-ки «Сти­хо­тво­ре­ния» («Poems», 1919), ли­рич. цик­лы «Ари­эль» («Ariel Poems», 1927–54), «Прак­ти­чес­кое ру­ко­вод­ст­во по ко­там и кош­кам, на­пи­сан­ное Ста­рым Опос­су­мом» («Old Possum’s Book of Practical Cats», 1939; либ­рет­то мю­зик­ла «Кош­ки», муз. Э. Ллойд Уэббер, 1980). Ши­ро­кий ус­пех име­ла по­эма «Бес­плод­ная зем­ля» («The waste land», 1922), вос­при­ня­тая чи­та­тель­ской пуб­ли­кой как раз­вёр­ну­тая ме­та­фо­ра ми­ра по­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны; её пя­ти­ча­ст­ная струк­ту­ра вос­про­из­ве­де­на в про­ни­зан­ной ни­ги­ли­стич. мо­ти­ва­ми по­эме «По­лые лю­ди» («The hollow men», 1925), в фи­лос. по­эмах на ре­лиг. те­мы «Бёрнт Нор­тон» («Burnt Norton», 1936), «Ист Ко­укер» («East Coker», 1940), «Драй Сэл­вей­джес» («The Dry Salva­ges», 1941), «Литтл Гид­динг» («Little Gid­ding», 1942), во­шед­ших в цикл «Че­ты­ре квар­те­та» («Four quartets», 1943). Те­ма об­ре­те­ния ве­ры в век «ут­ра­ты Бо­га» до­ми­ни­ру­ет в по­эме «Пе­пель­ная сре­да» («Ash-Wednes­day», 1930).

Важ­ное зна­че­ние для ис­то­рии англ. лит-ры име­ли ис­сле­до­ва­ния Э. о по­этах ме­та­фи­зи­че­ской шко­лы, в т. ч. о Дж. Дон­не. Ши­ро­кую из­вест­ность сни­ска­ли ли­те­ра­ту­ро­ведч. и кри­тич. эс­се: кн. «Свя­щен­ный лес» («The Sacred wood», 1920), «Из­бран­ные ста­тьи» («Se­lected essays», 1932) и др. Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: по­этич. дра­мы «Убий­ст­во в со­бо­ре» («Murder in the Cathedral», 1935), «Ве­че­рин­ка с кок­тей­ля­ми» («The cocktail party», 1949), днев­ни­ки, пе­ре­во­ды. Твор­че­ст­во Э. ока­за­ло зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие зап.-ев­роп. по­эзии. Пе­ре­во­ды про­из­ве­де­ний Э. на рус. яз. поя­ви­лись в нач. 1970-х гг.

Но­бе­лев­ская пр. (1948). Офи­цер ор­де­на По­чёт­но­го ле­гио­на (1951).