Олег Басилашвили мечтал быть актером с детства — с тех пор, как мать впервые привела его, шестилетнего, в театр на спектакль «Синяя птица». Он окончил Школу-студию МХАТ, где учился вместе с Михаилом Козаковым, Евгением Евстигнеевым и Татьяной Дорониной. На сцене артист играл гоголевского Хлестакова и французского короля Людовика Великого, в кино — Самохвалова в «Служебном романе» и Воланда в «Мастере и Маргарите». О жизни и главных ролях Олега Басилашвили читайте в нашем материале.
Детство и юность актера
Олег Басилашвили родился 26 сентября 1934 года в Москве. Его отец, Валериан Басилашвили, стал первым в роду, кто взял традиционную грузинскую фамилию: до этого все предки семьи именовались на русский лад Басиловыми. Отец будущего актера возглавлял Московский политехникум связи; мать, Ирина Ильинская, была филологом, автором нескольких научных исследований и учебника русского языка для студентов педагогических вузов. Дед Басилашвили по материнской линии, архитектор Сергей Ильинский, в начале ХХ века создал проект храма Святых мучеников Адриана и Наталии, который находится у станции метро «Лосиноостровская».
Главой семьи, по воспоминаниям Басилашвили, была бабушка — строгая и властная. Актер писал в своих мемуарах: «В свое время бабуля царила в этом доме, она и в последующие годы оставила за собой мнимое право быть главой семьи, барыней. Говорила правду-матку в глаза, была вспыльчива, не терпела возражений».
Когда Олегу Басилашвили было шесть лет, мать впервые привела его в театр на детский спектакль «Синяя птица». С тех пор Басилашвили мечтал стать артистом.
…Я все помню в подробностях. От самого здания и особенно от зрительного зала осталось ощущение необычайного уюта — поблескивание полированных ярусов, полумрак, в котором светились матовые кубики… Много раз потом я был в Художественном. Он даже стал на какое-то время моим родным домом, я даже мечтал — глупые мальчишеские мечты! — что, вот если начнется война, я буду с пулеметом защищать мой милый театр. Даже если все взрослые разбегутся, я один стану защищать театр!
Из книги Олега Басилашвили «Неужели это я?! Господи…»
В 1941 году, вскоре после начала войны, отец будущего актера отправился на фронт, а семья переехала в Тбилиси, в эвакуацию. Басилашвили вспоминал, что самым тяжелым переживанием того времени был голод. В семь лет он заболел туберкулезом, но его удалось вылечить.
Старший сводный брат Олега Басилашвили, Георгий, тоже ушел на фронт. Там он был тяжело ранен и вскоре скончался в госпитале под Смоленском. В 1943 году отца актера демобилизовали, и вся семья снова вернулась в Москву. Там Олег Басилашвили пошел в третий класс. Учился он плохо, но продолжал мечтать о театре, занимался в кружке самодеятельности, играл в школьных спектаклях.
Отец был против такого увлечения сына, но вопреки его желанию Олег Басилашвили поступил в Школу-студию МХАТ. На одном курсе с ним учились Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Виктор Сергачев, Татьяна Доронина. Между ней и Басилашвили завязался роман, и уже на третьем курсе они поженились. Свадьбу отмечали скромно, «по-комсомольски»: белого платья и обручальных колец у молодоженов не было, а праздничное застолье устроили в квартире преподавателя Ивана Тарханова. Через год Олега Басилашвили отправили по распределению в Сталинград (сейчас — Волгоград), куда он и переехал вместе с женой. Ради того, чтобы остаться рядом с супругом, Татьяна Доронина отказалась от работы во МХАТе.
Театр Георгия Товстоногова
По распределению Олегу Басилашвили полагалось отработать в сталинградском театре три года. После этого он вместе с женой переехал в Ленинград. Там супруги первое время жили у родителей Татьяны Дорониной. Работали они оба сначала в Ленинградском государственном театре имени Ленинского комсомола (сейчас он называется «Балтийский дом»). Затем актеры перешли в Большой драматический театр, которым тогда руководил Георгий Товстоногов. В 1963 году Олег Басилашвили и Татьяна Доронина развелись, а еще три года спустя актриса ушла из БДТ, снова вышла замуж и переехала в Москву.
Театральная карьера у Олега Басилашвили долго не складывалась. Ему давали незначительные, второстепенные роли. Актер даже собрался уходить из театра, но Товстоногов отговорил его. Позже Басилашвили говорил, что именно этот режиссер стал одним из самых важных людей в его жизни и работе, помог ему «дозреть» до серьезных ролей и раскрыться в них.
Театральная слава пришла к Басилашвили после спектакля по пьесе Эдварда Радзинского «Еще раз про любовь», который поставил режиссер Юрий Аксенов в 1964 году. В нем актер сыграл ученого-неудачника Феликса, друга главной героини. А еще через несколько лет Басилашвили воплотил на сцене образ Хлестакова в гоголевском «Ревизоре». С этого времени Георгий Товстоногов стал приглашать его в крупные постановки: чеховского «Дядю Ваню», «Мольера» по пьесе Михаила Булгакова, «Волки и овцы» по комедии Александра Островского.
В конце 1960-х Олег Басилашвили познакомился со своей второй женой — Галиной Мшанской, дочерью советской оперной певицы Ольги Мшанской. Два года они прожили вместе и лишь затем поженились официально. В этом браке у Басилашвили родились две дочери — Ольга и Ксения.
Самохвалов, Бузыкин, Воланд: роли Олега Басилашвили в кино
Олег Басилашвили впервые снялся в кино еще в детстве: в картине 1939 года «Подкидыш» он появился в эпизодической роли мальчика на велосипеде. В титрах его имя не указали. Затем он сыграл еще несколько второстепенных персонажей, а первой его крупной киноработой стал фильм 1973 года «Вечный зов» режиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова. В нем Басилашвили исполнил роль офицера-белогвардейца Арнольда Лахновского. По замыслу режиссеров это был строго отрицательный персонаж, но актер убедил их смягчить образ, сделать его более правдоподобным и человечным.
В 1975 году режиссер Эльдар Рязанов пригласил Олега Басилашвили на роль Ипполита в комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!». Но тогда умер отец актера, и Басилашвили отказался от съемок. Вместо него Ипполита сыграл Юрий Яковлев. Однако в фильм вошел эпизод, когда главная героиня поднимает со снега фотографию своего жениха: на снимке вместо Яковлева изображен именно Басилашвили.
В 1977 году вышел еще один фильм Эльдара Рязанова — комедия «Служебный роман». В нем Олег Басилашвили сыграл Юрия Самохвалова, заместителя «мымры» Калугиной, роль которой исполнила Алиса Фрейндлих. После выхода картины Басилашвили получил множество гневных писем от зрителей, которые были возмущены подлым поступком его персонажа: он обнародовал письма влюбленной в него коллеги Ольги. В том же, 1977 году артиста удостоили звания народного артиста СССР.
После «Служебного романа» Олег Басилашвили снялся еще в нескольких картинах, которые стали очень популярны в СССР. Он сыграл переводчика Андрея Бузыкина в «Осеннем марафоне» Георгия Данелии, графа Мерзляева в комедии «О бедном гусаре замолвите слово», Платона Рябинина в «Вокзале для двоих». Всего Басилашвили исполнил в кино около 80 ролей.
В 2005 году актер снялся в сериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» по одноименному роману Михаила Булгакова. Его утвердили на роль Воланда, несмотря на несовпадение возраста: в книге этот герой описан как человек среднего возраста, а актеру на момент съемок уже исполнился 71 год. Басилашвили также озвучил в фильме еще одного персонажа — начальника ершалаимской стражи Афрания, которого сыграл Любомирас Лауцявичюс.
Олега Басилашвили не раз награждали театральными и кинопремиями: «Золотой маской» за роль князя К. в спектакле «Дядюшкин сон», «Никой» в номинации «Честь и достоинство», «Звездой театрала» в номинации «Легенда сцены». В 2019 году памятный знак с именем артиста появился на Аллее звезд в Санкт-Петербурге.