фото: youtube.com
Фази́ль Абду́лович Исканде́р (абх. Фазиль Абдул-иҧа Искандер; 6 марта 1929, Сухум, Социалистическая Советская Республика Абхазия, ЗСФСР, СССР — 31 июля 2016, Переделкино, Московская область, Российская Федерация) — советский абхазский и русский прозаик, журналист, поэт и сценарист, общественный деятель.
Биография
Родился 6 марта 1929 года в Сухуме в семье бывшего владельца кирпичного завода, выходца из Ирана, по происхождению — перса. В 1938 году отец будущего писателя был депортирован из СССР, с тех пор Искандер больше никогда отца не видел. Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем.
Окончив русскую школу в Абхазии с золотой медалью он пытался поступить на философский факультет МГУ, но в итоге стал студентом Библиотечного института в Москве. После трёх лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1954 году.
В 1954—1956 годах работал журналистом в Курске и Брянске. В 1956 году стал редактором в абхазском отделении Госиздата. С 1962 года постоянно жил в Москве.
Первая книга стихов «Горные тропы» вышла в Сухуми в 1957 году, в 1960-х годах начал печататься в журнале «Юность». Прозу начал писать с 1962 года. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в августовском номере «Нового мира» повести «Созвездие Козлотура». Повесть высмеивает «кампании» по подъёму сельского хозяйства в СССР и общественное мнение, легко поддающееся манипулированию. Экранизирована с включением мотивов также и других произведений Искандера в 1989 году. В одном из поздних интервью Искандер пояснил, что «сатира — это оскорблённая любовь: к людям ли, к родине; может быть, к человечеству в целом».
Фазиль Искандер печатался также в изданиях «Литературная Абхазия», «Новый мир», «Неделя». Ещё в советские времена Искандер был известен как автор остроумных афоризмов. Наиболее острый резонанс в эпоху творческой несвободы в СССР вызвал такой: «Если не в силах распилить свои оковы, плюй на них — может, проржавеют».
В 1979 году участвовал в создании неподцензурного альманаха «Метрополь» (повесть «Маленький гигант большого секса»). После этого в течение ряда лет, вплоть до горбачёвской перестройки, испытывал проблемы с публикацией своих произведений в СССР.
Был членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года.
Творчество
Искандер писал на русском языке. В 2011 году, в день своего 82-летия, Фазиль Искандер заявил: «Я — безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен».
Искандер - социальный аналитик, сатирик. Его проза - сплав картин жизни и авторской рефлексии, нередко она тяготеет к философскому формату. Жанровый диапазон прозы: роман-эпопея «Сандро из Чегема», детский эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец», повести «Человек и его окрестности», «Школьный вальс, или Энергия стыда», «Поэт», «Стоянка человека», «Софичка», рассказы «Тринадцатый подвиг Геракла», «Начало», «Петух», «Рассказ о море», «Дедушка» и др. Действие многих сочинений Искандера разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства.
Роман-эпопея «Сандро из Чегема», полный текст которого состоит из 32 глав и почти 1100 страниц, был урезан советской цензурой на две трети. В журнале «Новый мир» (1973, № 8—11) были фрагментарно опубликованы выдержки из романа, объёмом 240 журнальных страниц. Полный текст вышел в США: издательство Ann Arbor, в 1979 и 1981 годах, в СССР издан полностью в трёхтомнике в 1989 году. Роман представляет собой цикл новелл о дяде рассказчика, Сандро, выходце из горной кавказской деревни, на фоне драматической истории России и Абхазии в ХХ веке. Новеллы составляют вместе нечто вроде современного плутовского романа, в котором нет сквозного действия. Сатира, юмор, философская рефлексия, социальная аналитика синтезированы в самобытный авторский подход к жизни, которая представлена в характерных эпизодах из разных времён — от предреволюционных до позднесоветских. Среди персонажей - Сталин, другие советские руководители.
Искандер размышляет о месте человека в ХХ веке, акцентируя мотив свободного выбора, но показывая и его сложность в конкретных ситуациях советского времени. Среди излюбленных тем философских размышлений в произведениях Искандера — понятия справедливости, чести, достоинства, аскетизм, проблема смерти. Как отмечает Дмитрий Быков Искандер внёс в русскую литературу идею дома, который в прозе Искандера всегда символизирует мораль, твёрдую и прочную основу бытия. Искандер предлагает усвоить лучшее, что есть в архаической культуре: понятия долга и чести. Он больше, чем кто бы то ни было, сделал для того, чтобы одомашнить эти суровые понятия, привить их читателю в самом обаятельном варианте — через идею очага, семьи, родства. К числу красных нитей, пронизывающих творчество Искандера, литературоведы относят «распад человечности, забвение веками складывавшейся народной этики», утрату добродетели в погоне за утилитарными выгодами, гибель и разрушение рода, равнодушие людей к будущему народа. Движущей же силой самосохранения человека в жестокое время нравственных утрат и духовного порабощения («Кролики и удавы») являются саркастичный, временами язвительный оптимизм, ни на миг не затихающее в произведениях Искандера противоборство «смех против страха». И плутовской, по определению самого писателя, смех всегда побеждает: у Искандера почти нет произведений с трагическим и безысходным финалом.
Вольфганг Казак отмечал, что Искандер-прозаик отличается богатством воображения. «Искандер предпочитает повествование от первого лица, выступая в роли явно близкого самому автору рассказчика, охотно и далеко отклоняющегося от темы, который среди тонких наблюдений не упускает случая с юмором и критически высказаться о современности». Многим произведениям Искандера присущ стереоскопический «двойной взгляд»: глазами взрослого и глазами ребёнка, когда повествование много пережившего рассказчика перемежается с его воспоминаниями из дня сегодняшнего своего детства и тогдашнего видения мира. Метод произведений Искандера некоторыми литературоведами определялся как «магический реализм» или «мистический реализм»; эта точка зрения оспаривается, ее критики (Е. Ермолин) говорят об Искандере как о рационалисте.
Книги Искандера переведены на десятки языков мира.
Искандер восхищался поэзией Александра Пушкина и Иосифа Бродского, прозой Фёдора Достоевского и Ивана Тургенева.
Политическая и общественная деятельность
В советское время - свободомыслящий интеллектуал, либерал, скептически относящийся к перспективам обновления страны и общества. По мнению Искандера "Переворот семнадцатого был классической революцией черни — рабов, для которых оптимальным состоянием является рабское, по полной их неспособности ни к какой деятельности, кроме доносительства и угнетения." Как общественный деятель и духовный авторитет неоднократно выступал в защиту малочисленных народов, подписал множество писем в защиту высланных и репрессированных писателей. В 1989 году был избран от оппозиционных сил в составе 11 депутатов от Абхазской АССР в Верховный Совет СССР 12-го созыва. Избирательная кампания носила острый характер, но Ф. Искандер победил и работал депутатом до самороспуска Верховного Совета в 1991 году. В дальнейшем публичной политикой больше не занимался. Сохраняя верность либеральным взглядам, сочетал их с социальным пессимизмом.
От первого президента Абхазии Владислава Ардзинбы деликатно дистанцировался, в период грузино-абхазской войны как общественный деятель находился в тени. Не известно ни одного публичного выступления Искандера в поддержку суверенитета Абхазии — напротив, Станислав Рассадин цитировал речь Искандера, где он выступал против отделения Абхазии от Грузии, мотивируя тем, что это путь в «кровавый тупик», а сецессия болезненно воспринимается даже в Европе.
В 1996 и 2003 году был среди деятелей культуры и науки, призвавших российские власти остановить войну в Чечне и перейти к переговорному процессу.
В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ.
Фазиль был старейшиной и самой уважаемой фигурой в московской абхазской диаспоре.
Кончина и траур
Фазиль Абдулович Искандер скончался от острой сердечной недостаточности 31 июля 2016 года у себя на даче, в подмосковном Переделкино на 88-м году жизни. Глубокие соболезнования семье и поклонникам творчества и таланта Искандера выразил Президент России Владимир Путин.
Писатель был похоронен 2 августа после отпевания на Новодевичьем кладбище в Москве. В этот день в Абхазии был объявлен траур.
Семья
Был женат с 1960 года, жена — поэтесса Антонина Михайловна Хлебникова (Искандер). У него были сын Александр и дочь Марина.
Отметив золотую свадьбу весной 2011 года, Фазиль и Антонина Искандер совместно выпустили книгу стихов «Снег и виноград».
Награды и премии
- орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (29 сентября 2004 года)
- орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (3 марта 1999 года)
- орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 марта 2009 года)
- Государственная премия СССР (1989) — за роман «Сандро из Чегема»
- премия Правительства РФ (26 декабря 2011 года) — за книгу «Избранные произведения»
- Пушкинская премия (1993)
- Государственная премия Российской Федерации (1994)
- Государственная премия Российской Федерации — за вклад в развитие отечественной литературы (2014)
- премия «Триумф» (1999)
- орден «Честь и слава» I степени (18 июня 2002 года, Абхазия)
- Почётный член Российской академии художеств
- В честь Ф. А. Искандера астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала астероид (5615) Iskander, открытый 4 августа 1983 г.
- В 2009 году Банк Абхазии выпустил посвящённую Фазилю Искандеру памятную серебряную монету из серии «Выдающиеся личности Абхазии», номиналом 10 апсаров.
- Лауреат Бунинской премии (2013)
Сочинения
Стихи
- Горные тропы. Стихи. Сухуми, 1957.
- Доброта земли. Стихи. Сухуми, 1959.
- Зелёный дождь. М., 1960.
- Дети Черноморья. Сухуми, 1961.
- Молодость моря. М., 1964.
- Зори земли. М., 1966.
- Летний лес. Стихи. М., 1969.
- Путь. Стихи. М.: Сов. писатель, 1987.
- Стихотворения. М., 1993.
Проза
- Смеётся тот, кто смеётся (роман) // Неделя, апрель-июль 1964 г. (один из девяти авторов)
- Созвездие Козлотура // Новый мир. 1966. № 8.
- Запретный плод. М., 1966.
- Колчерукий // Новый мир. 1967. № 4.
- Три рассказа // Новый мир. 1969. № 5.
- Дерево детства. М., 1970; 1974.
- День Чика // Юность. 1971. № 10.
- Сандро из Чегема // Новый мир. 1973. № 8-11. отд. изд. — 1977
- Время счастливых находок. М.: Молодая гвардия, 1973.
- Под сенью грецкого ореха. 1979.
- Маленький гигант большого секса, в альманахе «Метрополь» (Ann Arbor, 1979); под названием «О, Марат!» в журнале «Огонёк» (1988. № 21-22); вошёл в роман «Сандро из Чегема» (Гл. 23. 1989). (Описание любовных приключений Берии)
- Кролики и удавы. Ann Arbor, 1982; журнал «Юность», 1987.
- Защита Чика. 1983.
- Большой день большого дома. Сухуми, 1986.
- Избранное. — М.: Советский писатель, 1988. — 576 с. — 100 000 экз.
- Кофейня в море. Пьеса // Театр. 1988. № 6.
- Стоянка человека. 1990.
- Человек и его окрестности.
- Тринадцатый подвиг Геракла.
- Софичка. 1997.
- Незваный гость. 1999.
Фильмография
1969 — «Время счастливых находок».
1984 — «Снег в сентябре» по рассказу «Заира».
1986 — «Чегемский детектив».
1989 — «Праздник ожидания праздника».
1989 — «Воры в законе» по мотивам рассказов — «Бармен Адгур», «Чегемская Кармен».
1989 — «Созвездие Козлотура» по мотивам одноимённой повести.
1989 — «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» по мотивам главы «Пиры Валтасара» романа «Сандро из Чегема».
1991 — «Расстанемся, пока хорошие» по мотивам рассказа «Дудка старого Хасана».
1992 — «Маленький гигант большого секса» по мотивам повести «О, Марат!».
2004 — телеспектакль «Привет от Цюрупы!», телеверсия спектакля Театра Сатиры по мотивам произведений («Думающий о России и американец»).
2016 — «Софичка» по мотивам одноимённой повести.
Документальные фильмы с участием Ф. Искандера
- Апсны-Абхазия. Страна души. 2010 год.
- фильм телеканала "Россия" "Исаак Бабель. Роковой треугольник" 2006 год, "http://russia.tv/brand/show/brand_id/10303
Память
- Имя Фазиля Искандера увековечено при жизни — его именем названа бывшая московская библиотека семейного чтения № 185 (ныне — библиотека № 202 «Культурный центр Фазиля Искандера») на Кастанаевской улице, 52, строение 2. Впоследствии Культурный центр Фазиля Искандера перенесен в помещение библиотеки №36 (ул. Правды, 11).
- 6 марта 2017 года имя Фазиля Искандера присвоено Государственному Русскому Театру Драмы Республики Абхазия (РУСДРАМ) в Сухуме.