фото: vladtime.ru
История образования ГИМС
Идея создания службы, которая оказывала помощь терпящим бедствие на водных объектах, уходит своими корнями еще в позапрошлый век.
Вода всегда играла огромную роль в жизни человека. Жизнь, труд, отдых многих миллионов людей из поколения в поколение были неразрывно связаны с водой.
Освоение водных пространств человеком никогда не обходилось без жертв. Вода не прощает даже малейшей невнимательности, ошибки, она становится опасной для людей, неподготовленных к встречи с ней, незнающих её свойств и особенностей. Трагедии, несчастные случаи на воде и вызвали к жизни необходимость оказания помощи терпящим бедствие и, как результат, привели к появлению и развитию спасательного дела.
Располагая огромными водными пространствами, Россия широко пользовалась этим природным даром. Около 40-ка тысяч километров морских побережий, более 2,5 млн. малых и больших рек, около 2 млн. озер и прудов – таковы водные богатства Российской Федерации. К ним прибавляются искусственные водоемы в результате строительства гидротехнических сооружений и мелиоративных систем.
Русские люди испокон веков слыли искусными мореплавателями. О дальних походах наших предков – восточных славян на Черном и Средиземных морях документально известно с начала VII века.
28 июля 1870 года при Морском министерстве создается специальный комитет под председательством генерала-адъютанта, вице-адмирала К.Н. Посьета для разработки устава подобной организации.
3 июля 1871 года Устав был утвержден императором, а создаваемая организация получила название «Общество подания помощи при кораблекрушениях».
7 марта 1872 года состоялось первое общее собрание действительных членов Общества. Оно приняла Устав и избрало Главное правление. Первым председателем Главного правления был единогласно избран К.Н. Посьет.
Генерал-адъютант, вице-адмирал Константин Николаевич Посьет (1819-1899г.г.) – известный русский мореплаватель и государственный деятель. Он участвовал в многочисленных экспедициях по Атлантическому и Тихому океанам, Средиземному и Баренцеву морям.
В том же 1872 году в соответствии с Уставом были созданы на местах Окружные правления. Таким образом, 1872 год стал годом образования «Общество спасание на водах».
Небывалым ростом частного туристического флота были отмечены 60-70 гг. ХХ века. И как следствие этого вверх поползла кривая аварийности и несчастных случаев на воде. Для решения этой проблемы остро встал вопрос о создании соответствующей государственной структуры.
Сначала в ряде городов, областей, краев и автономных республик были созданы при органах исполнительной власти соответствующие комиссии, которые занимались регистрацией и техническим освидетельствованием катеров и моторных лодок. Однако отсутствие единого подхода к решению вопросов, связанных с обеспечением безопасности эксплуатации малых плавсредств, приводило к многочисленным жалобам судоводителей – любителей на разноречивые требования к этим судам, вводимые в каждой территории самостоятельно. Поэтому в 1972 году при Центральном Совете ОСВОДа РСФСР создается Главная навигационно-техническая инспекция по маломерному флоту (ГНТИ) со своими территориальными инспекциями. За несколько лет ГНТИ проделала большую работу по упорядочению контроля за плаванием судов маломерного флота, но ее принадлежность к общественной организации не позволяла получить соответствующие полномочия и права для наведения должного порядка на водоемах.
Аналогичная ситуация сложилась и в других союзных республиках СССР, для разрешения проблемы Совет Министров СССР в 1982 году принимает постановление «О мерах по упорядочению пользования маломерными судами» и поручает Советам Министров союзных республик создать соответствующие государственные инспекции по маломерным судам (ГИМС) с подчинением их органам государственного управления. Одновременно Президиум Верховного Совета СССР наделяет государственных инспекторов по маломерным судам правом рассматривать дела об административных правонарушениях. Таким образом, была заложена правовая основа создания ГИМС по аналогии с ГАИ МВД СССР.
В РСФСР 2 года ушло на то, чтобы решить вопрос ведомственной принадлежности ГИМС. Минречфлот РСФСР, Минрыбхоз РСФСР, МВД СССР, другие министерства и ведомства, которым предлагалось взять в подчинение создаваемую ГИМС, категорически отказывались от Инспекции, либо выставляли неприемлемые финансовые условия. Только в 1984 году, учитывая, что в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства РСФСР более 20 лет находилась спасательная служба на водах, Председатель Совета Министров РСФСР Воротников В.И. принял волевое решение о подчиненности ГИМС РСФСР Минжилкомхозу РСФСР и включению в состав госинспекции спасательной службы на водах.
Постановлением Совета Министров РСФСР 15 июня 1984 года за № 259 была образована Государственная инспекция по маломерным судам ГИМС РСФСР Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР.
Большую роль в становлении ГИМС сыграл начальник Главного управления, бывший командир атомной подводной лодки, первым в нашей стране осуществивший поход подо льдами Арктики, Герой Советского Союза, капитан первого ранга в отставке Голубев Дмитрий Николаевич, который более 8 лет осуществлял руководство деятельностью ГИМС (до июля 1993 г.). Благодаря высоким организаторским способностям ему удалось сплотить вокруг себя группу энергичных специалистов-единомышленников: таких как Антонов В.В., Пилюгин В.И., Романов В.В. и др. (В последствии Антонов Владимир Васильевич сменил на посту начальника ГУ ГИМС России, вышедшего на пенсию Дмитрия Николаевича).
В короткие сроки были проведены организационные мероприятия, разработаны методические документы, регламентирующие деятельность ГИМС России. Под руководством Голубева Д.Н. был разработан проект «Положения о ГИМС России», утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 13 февраля 1985 г. № 65. По его инициативе были внесены и приняты статьи в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, в соответствии с которыми должностные лица ГИМС России наделены административными правами.
В то время ГИМС России состояла из Главного управления и 73 государственных инспекций по маломерным судам субъектов Российской Федерации и 1 бассейновой государственной инспекции по маломерным судам (Обь-Иртышского бассейна Тюменской области).
В состав бассейновой и территориальной ГИМС входили инспекторские отделения и участки, спасательные станции и посты, маневренные поисковые группы, группы технического надзора, группы регистрационной и экзаменационной работы, патрульной службы, специальные пункты для проведения технических осмотров судов и другие подразделения, необходимые для осуществления задач, возложенных на Инспекцию.
Главное управление ГИМС России образовано распоряжением Совета Министров РСФСР от 27 декабря 1984 года № 1826-р и осуществляло руководство всей деятельностью ГИМС России.
Главное управление ГИМС России, бассейновая и территориальные ГИМС имели статус юридического лица, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своими наименованиями, бюджетные и внебюджетные счета и самостоятельные балансы.
Вымпел и эмблема ГИМС России, а также знаки различия должностных лиц согласованы с Государственной герольдией при Президенте РФ и утверждены приказом Госкомэкологии России.
До 1992 года ГИМС России осуществляла свою деятельность в системе Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР и Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 324 «О Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации» Госинспекция передана Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации, после реорганизации которого инспекция функционировала в ведении Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, а затем – Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология России).
В связи с упразднением Госкомэкологии России Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2000 г. № 495 «Вопросы Министерства природных ресурсов Российской Федерации» ГИМС России осуществляла свою деятельность в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России).
В соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации ГИМС России осуществляла свои полномочия в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам судов и других плавательных средств вместимостью 80 тонн, пассажировместимостью 12 и менее человек, с главными двигателями менее 55 кВт (75 л.с.) или подвесными моторами независимо от мощности, а также морских прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости.
Основными задачами ГИМС России были: осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, участие в мероприятиях по укреплению правопорядка, охрана жизни людей и окружающей среды во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (водные объекты).
В соответствии с этими задачами на отделения и инспекторские участки бассейновой и территориальных ГИМС возлагались следующие основные надзорные функции:
государственная регистрация и учет поднадзорных ГИМС России судов, присвоение бортовых номеров этим судам, выдача судовых билетов их владельцам;
техническое освидетельствование поднадзорных судов, баз (сооружений) для их стоянок, пляжей и переправ;
аттестация судоводителей и выдача им удостоверений на право управления маломерным судном;
осуществление контроля на водных объектах за соблюдением правил пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, правил охраны жизни людей на воде и охраны окружающей среды, пресечение выявленных нарушений.
Основными направлениями деятельности спасательных подразделений бассейновой и территориальных ГИМС были:
охрана жизни людей на пляжах и в других местах массового отдыха населения на водоемах, оказание помощи людям, терпящим бедствие на водных объектах;
водолазный поиск пострадавших и извлечение из воды утонувших;
участие в контроле за выполнением правил охраны жизни людей на воде;
профилактика несчастных случаев с людьми на водных объектах;
участие в аварийно-спасательных работах во время паводков, наводнений и других стихийных бедствий на водных объектах;
водолазное обследование и осмотр рыбозащитных устройств на водозаборах, подводных переходов и дна акваторий возле промышленных объектов;
очистка дна водоемов.
Для выполнения возложенных на ГИМС России задач и функций бассейновая и территориальные ГИМС имели спасательные водолазные суда, спасательные и патрульные катера, моторные лодки, гребные лодки, дебаркадеры, автобусы, специальные и грузовые автомобили, мотоциклы, снегоходы, компрессоры высокого давления, водолазное и специальное оборудование, снаряжение и имущество, а также стационарные и мобильные радиостанции, компьютеры, видеокамеры и другую оргтехнику.
Развитие инфраструктуры ГИМС МЧС России
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 991 «О совершенствовании государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. № 47 «О Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации» ГИМС России с численностью работников в количестве 8700 единиц передана в ведение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
После передачи ГИМС России в ведение МЧС России Правительство Российской Федерации постановлением от 23 декабря 2004 г. № 835 утвердило новое Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которым изменены наименование, структура, состав, задачи и функции Государственной инспекции по маломерным судам, установлена другая поднадзорность судов, не предусмотрены Главное управление ГИМС, бассейновые ГИМС и спасательные подразделения (станции, посты, маневренные поисковые группы) в составе инспекции.
Теперь в систему ГИМС МЧС России входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России в составе территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломерным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России.
Приказом МЧС России от 4 марта 2005 года № 148-К Антонов Владимир Васильевич освобожден от должности начальника Главного управления Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации МЧС России и назначен с 5 марта 2005 года на должность начальника Управления Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (в центральном аппарате Министерства). С декабря 2006 года Управление ГИМС возглавляет Серегин Вадим Вадимович.
Основными задачами ГИМС МЧС России являются:
осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;
обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.
Что касается функций ГИМС МЧС России, то остались только надзорно-контрольные функции (функции, связанные с охраной жизни на водных объектах, исключены).
В 2005 году созданы центры ГИМС МЧС России по субъектам Российской Федерации, приказами МЧС России утверждены положения об этих центрах.
В настоящее время на учете территориальных ГИМС состоит свыше 1330 тыс. маломерных судов, 3200 баз (сооружений) для их стоянок, 3600 пляжей, 900 переправ.
Должностные лица инспекций ежегодно проводят их техническое освидетельствование и дают разрешение на эксплуатацию.
В настоящее время в ГИМС России имеется необходимая нормативная база, позволяющая в рамках действующего законодательства решать возложенные на Инспекцию задачи и функции. Действует отлаженная система подготовки и повышения квалификации руководящих кадров территориальных ГИМС и инспекторского состава. Организовано взаимодействие с надзорными органами Минтранса России и рыбоохраной. Создана курсовая сеть подготовки судоводителей маломерных судов.
Во всех субъектах Российской Федерации введена в эксплуатацию Автоматизированная информационная система ГИМС МЧС России (АИС ГИМС МЧС России) по регистрации и учету маломерных судов, а также выдаваемых удостоверений на право управления маломерным судном.
Повышение квалификации главных государственных инспекторов по маломерным судам субъектов Российской Федерации проводится в Академии гражданской защиты МЧС России, а государственных инспекторов – в Санкт-Петербургском Университете Государственной противопожарной службы; учебном центре подготовки и повышения квалификации работников ГИМС МЧС России (г. Владивосток); учебном центре Южного регионального поисково-спасательного отряда; учебном пожарно-спасательном центре (г. Тобольск, Тюменской области); центре подготовки спасателей Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России; учебном центре ГПС МЧС России Московской области (г. Подольск); и учебно-методическом центре по ГОЧС г. Москвы.