Арктический совет (АС) учрежден 19 сентября 1996 года в Оттаве (Канада) восемью арктическими государствами: Данией, Исландией, Канадой, Норвегией, Россией, США, Финляндией и Швецией.
Совет создан как межправительственный «форум высокого уровня» для развития сотрудничества арктических государств, координации их действий в интересах обеспечения устойчивого развития региона, защиты окружающей среды, сохранения культуры, традиций и языков коренных народов Севера. В учредительном документе Арктического совета - Оттавской декларации 1996 года - особо оговорено, что АС не занимается вопросами военной безопасности.
Высшим органом совета является министерская встреча (как правило, на уровне министров иностранных дел), которая проводится раз в два года. В 2019-2021 годах пост председателя АС занимает Исландия. Текущими вопросами деятельности Совета и подготовкой министерских встреч занимаются Старшие должностные лица АС (официальные представители государств-членов АС, обычно - от внешнеполитических ведомств), которые проводят заседания не реже двух раз в год.
В интересах обеспечения активного участия представителей коренных народов Арктики в деятельности АС статус «постоянного участника» (участие в обсуждении всех вопросов, но без права голоса) был предоставлен шести организациям коренных народов - Циркумполярной конференции инуитов, Международной ассоциации алеутов, Совету саамов, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктическому совету атабасков и Международному совету гвичинов.
АС зародился на основе т.н. процесса Рованиеми (финский город, в котором был дан старт развитию международного сотрудничества по охране окружающей среды Арктики). Отсюда - в деятельности Совета доминируют вопросы природоохранного сотрудничества.
В АС 6 тематических рабочих групп: по реализации Программы арктического мониторинга и оценки; по предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации; по сохранению арктической флоры и фауны; по реализации Программы защиты арктической морской среды; по устойчивому развитию; по Программе действий по устранению загрязнения в Арктике. На временной основе создаются т.н. целевые и экспертные группы АС.
Под эгидой АС осуществляется около 80 проектов в области изменения климата, экологии, экономики, культуры, здравоохранения, предотвращения чрезвычайных ситуаций, защиты интересов коренных народов Севера.
В 2013 году учрежден постоянный Секретариат АС (Тромсё, Норвегия). В 2016 году в состав Секретариата АС вошел Секретариат коренных народов (ранее располагался в Копенгагене), созданный для поддержки деятельности «Постоянных участников» в АС.
В рамках АС подписано три межправительственных соглашения: в 2011 году - о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике, в 2013 году - о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике, в 2017 году - по укреплению международного арктического научного сотрудничества (вступило в силу в мае 2018 года).
В 2014 году начато финансирование по линии Инструмента поддержки проектов АС (совместный фонд финансирования природоохранных проектов - преимущественно на территории России).
В 2014 году был учрежден Арктический экономический совет (АЭС) в качестве независимой организации деловых кругов арктических государств. В его состав входит до 3 представителей от государств-членов и Постоянных участников АС. От России в АЭС участвуют представители ГК «Росатом», ПАО «НОВАТЭК»» и ПАО «Совкомфлот». С сентября 2015 года в Тромсё (Норвегия) функционирует Секретариат АЭС.
В 2015 году был учрежден Арктический форум береговых охран (АФБО). Председательство меняется на ротационной основе каждые два года и синхронизировано с председательством в АС. Страна-председатель АФБО дважды в год проводит встречи участников Форума.
В деятельности АС принимают участие также наблюдатели. Согласно учредительной Декларации АС, статус наблюдателя могут получить неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также неправительственные организации, соответствующие ряду критериев, среди которых поддержка целей Совета, уважение суверенитета, суверенных прав и юрисдикции стран-членов АС в Арктике, готовность вносить вклад в развитие сотрудничества в регионе и наличие для того необходимого опыта и ресурсов и т.д. В настоящее время наблюдателями являются 13 государств - Великобритания, Нидерланды, Польша, ФРГ, Франция, Испания, Италия, Китай, Индия, Япония, Республика Корея, Сингапур, Швейцария - и 25 организаций. Наблюдатели могут присутствовать на пленарных заседаниях Старших должностных лиц АС, а также иных мероприятиях - по приглашению действующего председателя АС.
20 мая 2021 года в Рейкьявике состоялась министерская сессия АС, на которой пост председателя в Совете на 2021-2023 годы перешел к России. Приоритеты российского председательства: население Арктики, включая коренные малочисленные народы; природоохранное взаимодействие; социально-экономическое развитие; укрепление Арктического совета.
По итогам министерской сессии была принята декларация, в которой арктические государства подтвердили приверженность миру, стабильности и конструктивному сотрудничеству в высоких широтах, определили основные направления дальнейшего взаимодействия в интересах обеспечения устойчивого развития Арктического региона. Впервые принят Стратегический план Совета на 10 лет. Председателем Комитета старших должностных лиц АС назначен посол по особым поручениям МИД России Н.В.Корчунов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 ноября 2020 г. № 740 создан Оргкомитет под председательством Ю.П.Трутнева по подготовке и обеспечению председательства России в АС. Подготовленные по решению первого заседания Оргкомитета концепция и план основных мероприятий председательства утверждены Председателем Правительства Российской Федерации М.В.Мишустиным.