https://i.imgur.com/il9sVs7l.jpg
фото: 1905.az

ГАДЖИБЕКОВ (Hacıbәyov), Гаджибейли (Hacıbәyli) Узе­ир Аб­дул Гу­сейн ог­лы [6(18).9.1885, село Агд­жа­бе­ди Шу­шин­ско­го уезда – 23.11.1948, Ба­ку], азербайджанский ком­по­зи­тор, му­зы­ко­вед, пе­да­гог, об­щественный дея­тель, народный артист СССР (1938), ака­демик АН Азерб. ССР (1945). Ос­но­во­по­лож­ник современного азербайджанского профессионального музыкального искусства и музыкального образования, ока­зал влия­ние на раз­ви­тие всех жан­ров азербайджанской музыки. Круп­ней­ший пред­ста­ви­тель музыкальной ди­на­стии Гад­жи­бе­ко­вых. Сын управляющего имением поэтессы Х. М. кызы Натаван в Агджабеди. Детство и юность провёл в Шуше, где учился в медресе (в т. ч. персидскому и арабскому языкам), русско-азербайджанской школе, приобщился к музыке и театру: обучался ис­пол­не­нию клас­си­ческих му­га­мов у сво­его дя­ди –  музыкального и общественного деятеля А. Али­вер­ди­бе­ко­ва (1880–1953),  в 1897–98 пел в хоре в спектакле «Меджнун на могиле Лейли», поставленном в Шуше драматургом А. Ахвердиевым, – первом в Азербайджане светском театральном представлении. В 1904 окон­чил Го­рий­скую учи­тель­скую се­ми­на­рию, в 1912–14 обучался в консерваториях  Мо­ск­вы и Санкт-Пе­тер­бур­га. Один из соз­да­телей национального опер­но­го те­ат­ра. Ав­тор оперы «Лей­ли и Медж­нун» (либретто композитора по одноимённой поэме Физули) – первой на всём мусульманском Востоке (1908, Баку) и ещё нескольких мугамных опер, а также пер­вой клас­си­че­ской азербайджанской оперы «Кёр ог­лы» (1937, Баку). Родоначальник азербайджанской музыкальной комедии, первое произведение этого жанра – «Муж и же­на» (1909), широкую популярность в СССР и за рубежом приобрели экранизации музыкальных комедий «Не та, так эта» (1911; экранизирована в 1956), «Ар­шин мал алан» (1913; экранизирована в 1945 и 1965). Основоположник нового жанра национальной камерной вокальной музыки – романса-газели; образцы –  «Сенсиз» («Без тебя», 1941), «Севгили джанан» («Возлюбленная», 1943; оба на стихи Низами Гянджеви в азербайджанском переводе Джафара Хандана). Г. при­над­ле­жат пер­вые об­раз­цы азербайджанской сим­фо­нической му­зы­ки: увер­тю­ра «Джан­ги» (1942), фан­та­зии для ор­ке­ст­ра народных ин­ст­ру­мен­тов «Чар­гях» и «Шур» (1932). Сре­ди др. со­чи­не­ний: 4 кан­та­ты, в т. ч. «Па­мя­ти Фи­зу­ли» (1934), лирические и пат­рио­тические песни и марши, в числе которых – «Милли марш» («Национальный марш»), «Азербайджан» (1919; с 1992 Государственный гимн Азербайджанской Республики). По инициативе Г. и под его руководством в Баку созданы Азербайджанская государственная консерватория (1921; в 1928–29, 1939–48 рек­тор; ныне Бакинская музыкальная академия имени У. Гаджибейли), Ор­кестр народных ин­ст­ру­мен­тов (1931; ныне имени С. Рустамова), Азербайджанский государственный хор (1936; ныне Хоровая капелла Азербайджана), Азербайджанский государственный симфонический оркестр (1938; ныне имени У. Гаджибейли). Председатель СК Азерб. ССР (1937–48), директор Института истории искусств АН  Азерб. ССР (1945–48; ныне Институт архитектуры и искусства Национальной АН Азербайджана). Вместе с М. Ма­го­мае­вым соз­дал пер­вый сбор­ник азербайджанских народных пе­сен (1927). Автор фундаментального труда «Ос­но­вы азер­бай­джан­ской на­род­ной му­зы­ки» (издан в 1945 на русском языке, в 1950 на азербайджанском; неоднократно переиздан).

Государственная премия СССР (1941, 1946).

На­граж­дён ор­де­ном Ле­ни­на (1938).

В Баку открыт До­м-му­зей Г. (1975). 18 сентября (день рождения Г.) в Азербайджане с 1995 отмечается как День национальной музыки. С 2009 в Азербайджане проводится посвящённый Г. Международный музыкальный фестиваль.