ГАДЖИБЕКОВ (Hacıbәyov), Гаджибейли (Hacıbәyli) Узеир Абдул Гусейн оглы [6(18).9.1885, село Агджабеди Шушинского уезда – 23.11.1948, Баку], азербайджанский композитор, музыковед, педагог, общественный деятель, народный артист СССР (1938), академик АН Азерб. ССР (1945). Основоположник современного азербайджанского профессионального музыкального искусства и музыкального образования, оказал влияние на развитие всех жанров азербайджанской музыки. Крупнейший представитель музыкальной династии Гаджибековых. Сын управляющего имением поэтессы Х. М. кызы Натаван в Агджабеди. Детство и юность провёл в Шуше, где учился в медресе (в т. ч. персидскому и арабскому языкам), русско-азербайджанской школе, приобщился к музыке и театру: обучался исполнению классических мугамов у своего дяди – музыкального и общественного деятеля А. Аливердибекова (1880–1953), в 1897–98 пел в хоре в спектакле «Меджнун на могиле Лейли», поставленном в Шуше драматургом А. Ахвердиевым, – первом в Азербайджане светском театральном представлении. В 1904 окончил Горийскую учительскую семинарию, в 1912–14 обучался в консерваториях Москвы и Санкт-Петербурга. Один из создателей национального оперного театра. Автор оперы «Лейли и Меджнун» (либретто композитора по одноимённой поэме Физули) – первой на всём мусульманском Востоке (1908, Баку) и ещё нескольких мугамных опер, а также первой классической азербайджанской оперы «Кёр оглы» (1937, Баку). Родоначальник азербайджанской музыкальной комедии, первое произведение этого жанра – «Муж и жена» (1909), широкую популярность в СССР и за рубежом приобрели экранизации музыкальных комедий «Не та, так эта» (1911; экранизирована в 1956), «Аршин мал алан» (1913; экранизирована в 1945 и 1965). Основоположник нового жанра национальной камерной вокальной музыки – романса-газели; образцы – «Сенсиз» («Без тебя», 1941), «Севгили джанан» («Возлюбленная», 1943; оба на стихи Низами Гянджеви в азербайджанском переводе Джафара Хандана). Г. принадлежат первые образцы азербайджанской симфонической музыки: увертюра «Джанги» (1942), фантазии для оркестра народных инструментов «Чаргях» и «Шур» (1932). Среди др. сочинений: 4 кантаты, в т. ч. «Памяти Физули» (1934), лирические и патриотические песни и марши, в числе которых – «Милли марш» («Национальный марш»), «Азербайджан» (1919; с 1992 Государственный гимн Азербайджанской Республики). По инициативе Г. и под его руководством в Баку созданы Азербайджанская государственная консерватория (1921; в 1928–29, 1939–48 ректор; ныне Бакинская музыкальная академия имени У. Гаджибейли), Оркестр народных инструментов (1931; ныне имени С. Рустамова), Азербайджанский государственный хор (1936; ныне Хоровая капелла Азербайджана), Азербайджанский государственный симфонический оркестр (1938; ныне имени У. Гаджибейли). Председатель СК Азерб. ССР (1937–48), директор Института истории искусств АН Азерб. ССР (1945–48; ныне Институт архитектуры и искусства Национальной АН Азербайджана). Вместе с М. Магомаевым создал первый сборник азербайджанских народных песен (1927). Автор фундаментального труда «Основы азербайджанской народной музыки» (издан в 1945 на русском языке, в 1950 на азербайджанском; неоднократно переиздан).
Государственная премия СССР (1941, 1946).
Награждён орденом Ленина (1938).
В Баку открыт Дом-музей Г. (1975). 18 сентября (день рождения Г.) в Азербайджане с 1995 отмечается как День национальной музыки. С 2009 в Азербайджане проводится посвящённый Г. Международный музыкальный фестиваль.