https://i.imgur.com/I9Suze1l.jpg
фото: imdb.com

КУПЕР (Cooper) Джеймс Фе­ни­мор (15.9.1789, Бер­линг­тон, штат Нью-Джер­си – 14.9.1851, Ку­перс­таун, штат Нью-Йорк), амер. пи­са­тель, пуб­ли­цист. Сын круп­но­го зем­ле­вла­дель­ца, чле­на Кон­грес­са США. Дет­ст­во про­вёл в ос­но­ван­ном от­цом по­се­ле­нии Ку­перс­таун. Учил­ся в Йель­ском кол­лед­же (1803–05) в г. Нью-Хей­вен, от­ку­да был из­гнан за пло­хое по­ве­де­ние, в 1806–11 слу­жил на фло­те, где про­шёл путь от про­сто­го мат­ро­са на тор­го­вом суд­не до офи­це­ра. Вый­дя в от­став­ку, без­ус­пеш­но пы­тал­ся за­ни­мать­ся по­ли­ти­кой. Лит. де­бют К. – ро­ман «Пре­дос­то­рож­ность» («The precaution», 1820, рус. пер. 1876), на­пи­сан­ный под влия­ни­ем позд­не­го англ. про­све­ти­тель­ско­го реа­лиз­ма (У. Го­двин, Дж. Ос­тин и др.), ус­пе­ха не имел. Из­вест­ность К. при­нёс соз­дан­ный в тра­ди­ци­ях В. Скот­та ис­то­рич. ро­ман «Шпи­он» («The spy», 1821, рус. пер. 1825) – пер­вый об­ра­зец это­го жан­ра в амер. лит-ре. Со­че­та­ние ро­ман­тич. па­фо­са с до­сто­вер­но­стью и кон­крет­но­стью опи­са­ний и при­сталь­ным вни­ма­ни­ем к нац. ко­ло­ри­ту ста­ло осо­бен­но­стью по­ве­ст­во­ват. стра­те­гии К., од­но­го из осно­во­по­лож­ни­ков амер. ро­ман­тиз­ма. Нац. ис­то­рия, ге­рои­ка ос­вое­ния «тер­ри­то­рий», про­бле­мы взаи­мо­от­но­ше­ний че­ло­ве­ка и при­ро­ды, ве­ра в не­зыб­ле­мость нрав­ст­вен­ных цен­но­стей – в цен­тре цик­ла ро­ма­нов К. об охот­ни­ке Нат­ти Бум­по и его дру­ге – ин­дей­це Чин­гач­гуке: «Пио­не­ры» («The pioneers», 1823, в рус. пер. 1832 – «По­се­лен­цы»), «По­след­ний из мо­ги­кан» («The last of the mohicans», 1826, рус. пер. 1833), «Пре­рия» («The prairie», 1827, в рус. пер. 1829 – «Аме­ри­кан­ские сте­пи»), «Сле­допыт» («The pathfinder», 1840, в рус. пер. 1841 – «Пу­те­во­ди­тель в пус­ты­не»), «Зве­ро­бой» («The deerslayer», 1841, рус. пер. 1848). Мор­ская те­ма­ти­ка пре­тво­ре­на в ро­ма­нах «Лоц­ман» («The pilot», 1823, рус. пер. 1832), «Крас­ный кор­сар» («The red rover», 1828, в рус. пер. 1832 – «Крас­ный мор­ской раз­бой­ник»), «Мор­ская вол­шеб­ни­ца» («The waterwitсh», 1830, в рус. пер. 1875 – «Пе­ни­тель мо­ря») и др. Пре­бы­ва­ние в Ев­ро­пе (1826–35) от­ра­зи­лось в сю­же­тах ис­то­рич. ро­ма­нов К. «Бра­во» («The bravo», 1831, рус. пер. 1839), «Гей­ден­мау­эр» («The hei­denmauer», 1832, в рус. пер. 1880 – «Ла­герь языч­ни­ков») и др.; не­со­вер­шен­ст­во по­ли­тич. сис­те­мы Ста­ро­го Све­та сати­ри­чеcки (в ду­хе Дж. Свиф­та) ос­мыс­ле­но в ро­ма­не «Мо­ни­ки­ны» («Mo­ni­kins», 1835, рус. пер. 1953), не оце­нён­ном боль­шин­ст­вом со­вре­мен­ни­ков; кри­ти­ка об­ществ. ин­сти­ту­тов зву­чит в ро­ма­нах «До­мой» («Home­ward bound», 1838, в рус. пер. 1876 – «Аме­ри­кан­ский па­кет­бот "Мон­та­ук"»), «Кра­тер» («The cra­ter», 1847, рус. пер. 1867), «Зем­ле­мер» («The chainbearer», 1845, рус. пер. 1848), «Крас­но­ко­жие» («The redskins», 1846, рус. пер. 1898) и др. Сре­ди про­из­ве­де­ний К. – пуб­ли­ци­стич. пам­фле­ты, пу­те­вые очер­ки, за­мет­ки. Ряд про­из­ве­де­ний К. эк­ра­ни­зи­ро­ван.