ЛАРОШФУКО (La Rochefoucauld) Франсуа де (15.9.1613, Париж – 17.3.1680, там же), франц. писатель. Представитель одного из старейших и влиятельных франц. аристократич. родов. До смерти отца (герцога, чл. парламента) носил титул принца де Марсийяка (1650). Детство провёл в провинции, в замке Вертёй, где получил поверхностное образование, типичное для предназначенного к воен. службе сына дворянина. Впоследствии активно занимался самообразованием. В 1629 участвовал в итал. воен. кампании. При дворе принял сторону Анны Австрийской в её противостоянии с кардиналом А. Ж. Ришельё, был замешан в ряде авантюр, за что после кратковременного заключения в Бастилии сослан в Вертёй. Участвовал в Тридцатилетней войне 1618–48, получил тяжёлые ранения (1646). Выступал против политики Дж. Мазарини во время Фронды, затем попал в опалу и вновь был сослан в Вертёй; позднее переехал в Париж и смог получить пенсию от Людовика XIV (1659). Бурные политич. события во Франции в 1624–1652, свидетелем и активным участником которых был Л., стали предметом изображения в написанных им в стиле хроники «Мемуарах» («Mémoires», 1662, полн. изд. 1816, рус. пер. 1971), в которых для достижения эффекта беспристрастности и объективности Л. часто избегает высказываний от первого лица. В 1660–70-е гг. Л. посещал салоны М. де Скюдери, М. М. де Лафайет и др., где прослыл виртуозным собеседником. Опыт светских бесед, а также собранные в течение жизни обширные наблюдения над поведением людей в разл. ситуациях, осмысленные в духе либертинажа и философии Т. Гоббса («человек человеку волк»), воплотились в гл. труде Л. «Размышления, или Моральные изречения и максимы» («Réflexions, ou sentences et maximes morales», 1665; сокр. рус. пер. 1798, полн. рус. пер. 1959). Развивая традиции франц. эссеистики (М. Монтень, Б. Паскаль) и опираясь на богатые традиции жанра сентенции, Л. в русле эстетики классицизма стремится обобщить и типизировать многообразие форм человеческого поведения, возводя их к одной универсальной черте – эгоизму. Суждения Л. о человеке, «добродетели которого суть искусно переряженные пороки», пессимистичны, однако лишены дидактизма. На материале разл. сфер жизни (политика, дружба, любовь, вера и др.) и при помощи виртуозного психологич. анализа Л. обнажает основы франц. аристократич. культуры (и шире – всей цивилизации), усматривая их в узаконенной неискренности, тотальной игре, постоянном несоответствии лица и маски. Творчество Л. имеет не только лит.-худож. значение, но и является ценным источником сведений о быте франц. общества сер. 17 в. Лаконичный афористич. стиль, неожиданные остроты, скупая форма, скрывающая в себе глубокое филос. содержание, универсализм психологич. обобщений обеспечили ему огромную популярность как среди современников, так и среди читателей последующих эпох.
15 сентября - День рождения Франсуа де Ларошфуко.
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Страница: 1