МЕДВЕДЕВ Дмитрий Анатольевич (р. 14. 9.1965, Ленинград), российский государственный и политический деятель; Президент Российской Федерации (7.5.2008–7.5.2012), председатель Правительства РФ (8.5.2012–15.1.2020). Действительный государственный советник 1-го класса (2000). Из семьи профессора Ленинградского технологического института им. Ленсовета А. А. Медведева (1926–2004) и филолога Ю. В. Медведевой (урождённой Шапошниковой) (р. 1939). В 1987 окончил юридический факультет ЛГУ (с 1991 С.-Петербургский государственный университет). Затем там же на кафедре гражданского права преподавал гражданское и римское право (1988–99), первоначально как ассистент (1987–90, одновременно с учёбой в аспирантуре), затем в качестве доцента (1990–99) после защиты в 1990 кандидатской диссертации на тему «Проблемы реализации гражданской правосубъектности государственного предприятия». Член КПСС (1988 – август 1991). Весной 1989 участвовал в избирательной кампании А. А. Собчака по выборам на 1-й Съезд народных депутатов СССР. После избрания Собчака на должность председателя Ленинградского городского совета народных депутатов входил в группу его советников вместе с В. В. Путиным (сентябрь 1990 – июнь 1991). Наряду с преподавательской и общественно-политической деятельностью, занимался юридической практикой, выступил соучредителем ряда коммерческих компаний.
Заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ (9.11.1999–11.1.2000). Заместитель руководителя Администрации Президента РФ (назначен указом от 31.12.1999); в период президентских выборов возглавил предвыборный штаб В. В. Путина; 1-й заместитель руководителя Администрации Президента РФ (3.6.2000–30.10.2003), одновременно представитель РФ в ОАО «Газпром» и председатель совета его директоров (2000–01, 2002–08; в 2001–02 заместитель председателя совета директоров). В октябре 2002 назначен представителем Президента РФ в Национальном банковском совете.
Руководитель Администрации Президента РФ (30.10.2003–14.11.2005). 1-й заместитель председателя Правительства РФ (14.11.2005–7.5.2008). С июля 2006 председатель президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; курировал выполнение национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное жильё», «Сельское хозяйство».
Выдвинут кандидатом в Президенты Российской Федерации от партии «Единая Россия» 10.12.2007 (с 26.5.2012 её председатель). Кандидатуру М. поддержали партия «Справедливая Россия», Аграрная партия России и партия «Гражданская сила». Официальное выдвижение М. как кандидата состоялось 17.12.2007 на съезде партии «Единая Россия». На выборах в марте 2008 М. победил в 1-м туре, набрав 70,28% голосов избирателей, принявших участие в выборах.
В разгар мирового финансового кризиса, черты которого проявились осенью 2008, М. выступил с инициативой модернизации экономики. Заявил о необходимости создания в Москве международного финансового центра. Сформировал Комиссию по модернизации и технологическому развитию экономики России (21.5.2009). Объявил приоритетами структурную модернизацию российской экономики на базе инновационных технологий, преодоление чрезмерной сырьевой зависимости, разработку стандартов технического регулирования, процедур таможенного оформления и миграционных правил, включая повышение качества управления на региональном уровне. Поставил задачи улучшения инвестиционного климата, создания условий для развития частной предпринимательской инициативы, введения института инвестиционных уполномоченных, отказа от контрольных и блокирующих функций государства в экономике, совершенствования налогового и таможенного законодательства (в т. ч. на международном уровне), осуществления эффективной судебной защиты прав и собственности, внедрения современных моделей страхования, повышения энергоэффективности и энергосбережения, развития телекоммуникационных технологий, широкополосного Интернета и средств связи.
Заявил о необходимости создания центра исследований и разработок мирового уровня (12.11.2009). Определил основные направления его работ: энергетика, телекоммуникации, информационные, биомедицинские и ядерные технологии (19.3.2010). Выступил с инициативой создания Инновационного центра «Сколково» (28.9.2010), дал старт его строительству (14.12.2010). Центр имеет собственную градостроит. концепцию, законодательную базу и систему экспертной оценки разработок, налоговые и таможенные привилегии. О вхождении в проект «Сколково» или о начале сотрудничества по ряду направлений заявили крупнейшие международные корпорации.
Первые решения на посту Президента РФ принял в социальной сфере. В указе от 7.5.2008 постановил обеспечить жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, затем неоднократно возвращался к этой проблематике, лично контролируя исполнение принятых решений. Приоритетными для социально-экономической политики М. являются развитие социальных гарантий граждан и эффективная государственная политика в области материнства и детства: улучшение демографической ситуации через повышение доступности и качества медицинской помощи детям и матерям, поддержка молодых и многодетных семей, помощь в решении их проблем с жильём и детскими садами. Учредил орден «Родительская слава» (13.5.2008). Создал институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка для усиления защиты маленьких граждан страны.
В целях содействия модернизации высшего профессионального образования по решению М. сформирована сеть федеральных университетов (7.5.2008). Поставил задачу разработки профессиональных стандартов, квалификационных требований и их последующей синхронизации с образовательными стандартами, повышения нормативов финансирования школ и вузов, укрепления их материально-технической базы. Для достижения этих целей по инициативе М. разработан и принят закон (2.8.2009), дающий право НИИ и вузам создавать малые предприятия, стали выделяться гранты на привлечение иностранных учёных. Принят ряд документов, упрощающих процедуру привлечения для работы в России иностранных научных кадров. В области среднего образования М. сформулирована национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010).
В числе приоритетов М. на посту главы государства – мероприятия, направленные на преодоление коррупции и укрепление правоохранительных органов. Утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2010–11 (31.7.2008; в редакции от 13.4.2010 с изменениями от 14.1.2011), впоследствии – Национальную стратегию противодействия коррупции (13.4.2010); для обеспечения их реализации подписал ряд федеральных законов и нормативных актов. Сформулировал цели и задачи государства в этой области: противодействие коррупции и её профилактика в экономической и социальной сферах; создание системы стимулов к антикоррупционному поведению; модернизация законодательства; правовое просвещение и создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционному поведению. Очертил круг вопросов, решение которых может служить борьбе с коррупцией в системе государственной власти: контроль имуществ. положения государственных служащих, судей, выявление конфликта интересов, необходимость новой версии кодекса поведения государственных служащих, расширение оснований для увольнения с государственной службы лиц, подозреваемых в коррупции. Начал процесс модернизации системы органов охраны правопорядка в РФ: реформировано МВД, укреплены правоохранительные, силовые структуры и специальные службы. М. инициировал принятие законов о Следственном комитете России (28.12.2010) и «О полиции» (7.2.2011). Способствовал укреплению судебной системы, в частности законодательному обеспечению судебной реформы. Приняты законы: об обеспечении доступа к информации о деятельности судов (22.12.2008); «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (30.4.2010), разработанный с учётом международных рекомендаций, в т. ч. опыта Европейского суда по правам человека; об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации) (27.7.2010). Поставил перед судейским сообществом задачу модернизировать всю систему современного российского судопроизводства, что предусматривает специализацию судей в арбитражном суде, развитие третейского суда и медиации, повышение квалификации судей, укрепление материально-технической базы судов, оптимизацию структуры судов общей юрисдикции, придание большей действенности механизму исполнения судебных решений и их учёту в практике правоприменителей, совершенствование имеющихся и создание новых институтов судебной власти (институт Дисциплинарного судебного присутствия, судебной коллегии Верховного суда по адм. делам и др.). К 15.4.2011 реализована федеральная программа «Развитие судебной системы России» на период с 2007 по 2011.
В целях модернизации Вооружённых Сил М. утвердил концепцию реформы ВС России (15.9.2008) на период до 2012 – комплекса мероприятий по изменению структуры, состава и численности ВС, включая значительное увеличение военных расходов, создание Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ; 4.2.2009). Инициировал принятие федеральной целевой программы развития оборонно-промышленного комплекса на период 2011–20, содержащей триединую задачу в модернизации ВС: новые вооружения, новое качество управления войсками и новый статус офицера.
Развивая идеи совершенствования политической системы в целях повышения уровня и качества народного представительства во власти, на мировом политическом форуме «Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности» (2010, Ярославль) М. сформулировал 5 основных критериев современного демократического государства: правовое воплощение гуманистических ценностей и идеалов; способность государства обеспечивать и поддерживать высокий уровень технологического развития; способность государства защищать своих граждан; высокий уровень культуры, образования, средств коммуникации и обмена информацией; убеждённость граждан в том, что они живут в демократическом государстве. По предложению М. приняты законы, обеспечивающие дополнительные права политическим партиям как при участии в избирательных кампаниях, так и в вопросах контроля за деятельностью органов исполнительной власти, наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации, гарантий равного освещения деятельности партий в государственных СМИ, развития политической конкуренции, в т. ч. 3.4.2012 – поправки к закону о политических партиях, существенно облегчающие их создание, и др. Инициировал работу по дальнейшему совершенствованию системы местного самоуправления, избирательной системы, законодательства о некоммерческих организациях и благотворительной деятельности.
Внёс предложения по обеспечению большей открытости органов государственной власти, в т. ч. с использованием современных средств коммуникации. Инициатор создания системы общественной экспертизы законопроектов «Открытое правительство» (с 1.3.2012 работает на интернет-портале Правительства РФ). Проводит курс на развитие федерализма и децентрализацию власти за счёт передачи части функций от федерального центра на уровень субъектов Федерации и органов местного самоуправления, включая вопросы соответствующей корректировки национальной налоговой системы и принципов межбюджетных отношений. Подписал закон (2.5.2012; вступает в силу 1.6.2012), предусматривающий, в частности, выборы высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Сформулировал новые принципы кадровой политики в отношении руководителей регионов, существенно обновил кадровый состав высших должностных лиц субъектов Федерации. Принял решение о создании столичного федерального округа (17.6.2011).
Выступил с инициативами, направленными на глубокое изучение и популяризацию исторических знаний (создание российского исторического общества, приоритетное изучение истории России в средней и высшей школе, объявление 2012 годом российской истории). Поддержал инициативу традиционных религиозных конфессий по расширению сферы религиозного просвещения в целях укрепления межнационального и межконфессионального мира и согласия.
В центре внешнеполитического курса М. – достижение конкретных, понятных гражданам результатов, создание благоприятных внешних условий для всестороннего внутреннего развития страны и качественной модернизации её экономики, содействие процессу оздоровления и демократизации международных отношений. Этот курс закреплён в одобренной М. в июле 2008 Концепции внешней политики РФ и получил развитие в сформулированных им в августе 2008 пяти принципах внешней политики России: верховенство международного права; неприятие однополярности и формирование полицентричного мироустройства; недопущение изоляционизма и конфронтации в международных делах; защита жизни и достоинства российских граждан, где бы они ни находились; обеспечение интересов России в традиционно дружественных регионах.
В июне 2008 М. выступил с инициативой заключения Договора о европейской безопасности, которая дала старт активному обсуждению проблемы модернизации европейской архитектуры безопасности. Участвовал в саммитах Совета Россия – НАТО (20.11.2010, Лиссабон, Португалия; в совместном заявлении по его итогам зафиксирована задача создания единого пространства мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантике), а также Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ; декабрь 2010, Астана, Казахстан; саммит подтвердил принцип равной и неделимой безопасности).
Особый приоритет внешней политики М. – углубление сотрудничества и интеграции на пространстве СНГ. По инициативе М. активизированы усилия по урегулированию конфликтов на пространстве СНГ. На трёхсторонней встрече М., президента Азербайджана И. Г. Алиева и президента Армении С. А. Саргсяна в Москве 2.11.2008 стартовала посредническая миссия М. в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Принятая декларация трёх лидеров стала первым с 1994 официальным документом, подписанным совместно азербайджанской и армянской сторонами. Дальнейшие переговоры в этом формате значительно продвинули процесс урегулирования. На встрече в Москве с участием М. 18.3.2009 руководители Молдовы и Приднестровья подписали совместное заявление, в котором изложены цели и принципы активизации переговоров по приднестровскому урегулированию. Прорывной характер имело формирование в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в 2010 Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и утверждение правовых основ Единого экономического пространства с перспективой создания Евразийского союза. В 2009–10 на саммитах ОДКБ в Москве приняты решения о мерах по качественному повышению эффективности ОДКБ в деле поддержания стабильности в районе её ответственности. Обеспечена позитивная динамика российско-украинских отношений, включая подписание в апреле 2010 Соглашения о продлении сроков базирования российского Черноморского флота в Крыму до 2042 (денонсировано РФ 2.4.2014).
В связи с нападением Грузии на Южную Осетию в августе 2008 и раскрытием аналогичных планов Тбилиси в отношении Абхазии М. отдал приказ осуществить операцию по принуждению режима М. Саакашвили к миру. Сразу после её завершения 12.8.2008 М. и президент Франции Н. Саркози выработали план урегулирования отношений между Грузией, Южной Осетией и Абхазией, который вызвал обструкционистскую реакцию и угрозы реванша со стороны Тбилиси. 26.8.2008 М. подписал указы о признании Абхазии и Южной Осетии в качестве суверенных независимых государств. По его поручению сформирована полноценная договорно-правовая база союзнических отношений России с двумя новыми государствами.
М. способствовал поступательному развитию российско-американских отношений. Совместно с президентом США Б. Обамой подписал Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (апрель 2010, Прага, Чешская Республика). Уделяет особое внимание органичному подключению потенциала зарубежных государств к программе модернизации российской экономики. По инициативе М. на саммите Россия – ЕС (31.5–1.6.2010, Ростов-на-Дону) было принято решение о создании партнёрства для модернизации, которое активно реализуется на практике. С 15 членами ЕС подписаны двусторонние декларации о модернизационном взаимодействии. Ведётся проработка внесённых М. проектов соглашений Россия – ЕС о безвизовом режиме и о сотрудничестве в урегулировании конфликтов. Сторонник вступления России в ВТО (на её министерской конференции 6.12.2011 принято решение о присоединении России к ВТО).
Продолжил укрепление многовекторного характера российской дипломатии. Этому служит обмен визитами на высшем уровне и развитие сотрудничества с ведущими государствами и объединениями Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки. В сентябре 2010 в ходе визита М. в КНР выдвинута российско-китайская инициатива по безопасности в АТР. При активном участии М. сформировано объединение БРИКС (до 2011 БРИК) (Бразилия, Россия, Индия, Китай, с 2011 – и ЮАР). Заключение в 2010 пограничных договоров с Азербайджаном и Норвегией способствовало обеспечению атмосферы стабильности и сотрудничества вокруг российских границ.
Научную деятельность начал ещё в аспирантуре. Соавтор учебника по гражданскому праву («Гражданское право», под редакцией А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого, т. 1, 1991; 7-е изд., под редакцией Ю. К. Толстого, т. 1, 2011), лауреат (в составе коллектива авторов учебника) премии Правительства РФ в области образования за 2001. Почётный доктор права юридического факультета С.-Петербургского государственного университета (2005). Член президиума координационного совета Российского союза юристов, председатель попечительского совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Лауреат премии «Фемида» за 2007 в номинации «Государственная служба» за «большой личный вклад в разработку четвёртой части (о защите интеллектуальных прав) Гражданского кодекса и за личное представление законопроекта в Госдуме» (ч. IV ГК принята Гос. думой в 2006, действует с 1.1.2008). В июле 2008 выступил с инициативой реформирования ГК РФ, в октябре 2009 одобрил концепцию реформирования законодательства о юридических лицах, подготовленную президентским Советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.
С 16.1.2020 заместитель председателя Совета безопасности РФ.
Награждён орденом "За заслуги перед Отечеством" 1-й степени (2015).
Активный пользователь Интернета, имеет собств. аккаунт в Twitter и ведёт личный блог.