ДОВЖЕНКО Александр Петрович [30.8(11.9), по др. сведениям, 29.8(10.9).1894, с. Сосница Черниговской губ. (ныне пос. гор. типа Сосница Черниговской обл.), Украина – 25.11.1956, Москва], укр. кинорежиссёр, сценарист, писатель, драматург, засл. деят. искусств УССР (1940), нар. арт. РСФСР (1950). Муж Ю. И. Солнцевой. В 1914 окончил Глуховский учительский ин-т. В 1917 поступил в Киевский коммерч. ин-т. Во время Гражд. войны 1917–22 воевал сначала в вооруж. силах петлюровской Укр. нар. республики, а с 1919 на стороне сов. власти. С 1921 на дипломатич. службе в Польше, затем в Германии (здесь брал уроки живописи в качестве стипендиата Наркомпроса УССР). По возвращении с 1923 сблизился с «левым» крылом исповедовавшей мессианские идеи «Украинского Ренессанса» худож. интеллигенции, чей утопич. пафос жизнестроительства сконцентрировало в себе последующее творчество Д. В 1923–26 художник-карикатурист республиканской газ. «Вiстi ВУЦВК». С 1926 сотрудник кинофабрики ВУФКУ (Всеукраинского фотокиноуправления, Одесса). Дебютировал как сценарист и сорежиссёр полнометражной комедии «Вася-реформатор» и как постановщик (по собств. сценарию) короткометражной эксцентрич. комедии «Ягодка любви» (обе 1926). В 1928 поставил авантюрный ф. «Сумка дипкурьера» (Д. в эпизодич. роли пароходного кочегара). В посвящённой 10-летию Окт. революции 1917 кинопоэме «Звенигора» (1928) трактовал фольклорный мотив заколдованного клада как метафору тайн природы, постигаемых человеком-творцом. Фильм стал первым эскизом уникальной утопии Д.: развенчивая миф о героич. прошлом, режиссёр перенёс осуществление этого мифа в ближайшее будущее. Тема нашла развитие в историко-революц. эпопее «Арсенал» (1929, по собств. сценарию, как и все последующие фильмы Д.), где герою-большевику, овладевшему законами истории, буквально даровано бессмертие (рабочий оказывается неуязвим для вражеских пуль). Наряду с опытом нем. экспрессионизма, освоенным уже в «Звенигоре», режиссёр использовал открытия С. М. Эйзенштейна и В. И. Пудовкина в области монтажа, по-своему переосмыслив их в следующем фильме – «Земля» (1930). В отличие от предыдущих работ в его основе – чёткая фабула: убийство кулаками комсомольца-тракториста; однако бытовой сюжет трактован как вариация мифа об умирающем и воскресающем божестве. Фильм вышел с рядом цензурных изъятий. В 1930 режиссёр был командирован с авторской версией в Европу, где «Земля» имела триумфальный успех.
В обстановке усиливающихся репрессий против укр. крестьянства и нац. интеллигенции свой первый звуковой ф. «Иван» (1932) Д. вынужденно выстраивал как агитационно-пропагандистский. Тем не менее именно в нём впервые возникла важнейшая для дальнейшего творчества Д. тема необратимого слома многовекового нар. уклада. Символом этого слома стал образ плотины Днепрогэс, преградившей движение реки по извечному пути. В Киеве фильм навлёк на Д. политич. обвинения. Однако Д. избежал репрессий и в 1933 переехал в Москву по распоряжению И. В. Сталина. Центральной для ф. «Аэроград» (1935) стала трагедийная коллизия: во имя приобщения к новому миру старый таёжный охотник казнит ближайшего друга – пособника диверсантов. В это же время Д. писал драматич. поэму «На сломе столетий» (др. назв. «Потомки запорожцев») о коллективизации на Украине. В 1939, используя сюжетную модель фильма бр. Васильевых «Чапаев», создал ф. «Щорс» (Гос. пр. СССР, 1941), где вновь прозвучала тема историч. слома, а также возник мотив одиночества человека, опережающего своё время.
В годы Вел. Отеч. войны Д. был воен. корреспондентом. В киноповести «Украина в огне» (1943) подверг ревизии ряд идеологич. догм (в т. ч. тезис о превалировании интернационально-классового самосознания над национальным). Вызвавшая негативную реакцию Сталина, киноповесть подверглась критике на спец. заседании Политбюро 31.1.1944. В 1-й пол. 1940-х гг. Д. поставил документальные фильмы «Освобождение» (1940, о присоединении к СССР зап.-укр. областей), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943, совм. с Ю. И. Солнцевой и Я. П. Авдеенко), «Победа на Правобережной Украине и изгнание немецких захватчиков за пределы советских земель» (1945, совм. с Солнцевой). Приступив в 1946 к экранизации собств. киноповести «Жизнь в цвету» (о И. В. Мичурине), Д. хотел воплотить образ человека, одержимого поиском общего языка с природой. С началом кампании против генетики авторская версия подверглась коренной переработке, превратившись, по словам Д., из «поэмы о творчестве» в «повесть о селекции». Исправленный вариант вышел в прокат под назв. «Мичурин» (1949; Гос. пр. СССР, 1949). В эти годы Д. видел свою гл. задачу в создании нац. прозы, что, по его мысли, должно было способствовать самоидентификации укр. народа: автобиографич. повесть «Зачарованная Десна» (1942–48, опубл. в 1957; экранизирована Солнцевой в 1964), лит. версия «Земли» (1951–52), а также наброски эпопеи «Золотые ворота» (экранизирована Солнцевой в 1971), филос. гротеска «Гибель богов», драмы «Заместитель дурака», комедии «Молодая кровь» и др. В киноповести о строительстве Каховской ГЭС «Поэма о море» (1955) режиссёр продолжал тему разрушения социального и природного уклада. Картина была запущена в производство, но Д. скончался накануне первого съёмочного дня. В постановке Солнцевой фильм вышел в 1958 (Ленинская пр. за сценарий Д. 1959, посм.). По сценариям Довженко Солнцева также поставила фильмы «Повесть пламенных лет» (1961), «Незабываемое» (1968). В 1949–51 и с 1955 Д. преподавал во ВГИКе. Творчество Д. сделало кинематограф одной из важнейших составляющих укр. культуры 20 в. и оказало заметное влияние на развитие мирового кинопроцесса. В 1957 имя Д. было присвоено Киевской киностудии худож. фильмов. Награждён орденом Ленина (1935).