https://i.imgur.com/Yzu2yWFl.jpg
фото: pravlife.org

ДОВЖЕНКО Алек­сандр Пет­ро­вич [30.8(11.9), по др. све­де­ни­ям, 29.8(10.9).1894, с. Со­сни­ца Чер­ни­гов­ской губ. (ны­не пос. гор. ти­па Со­сни­ца Чер­ни­гов­ской обл.), Ук­раи­на – 25.11.1956, Мо­ск­ва], укр. ки­но­ре­жис­сёр, сце­на­рист, пи­са­тель, дра­ма­тург, засл. де­ят. ис­кусств УССР (1940), нар. арт. РСФСР (1950). Муж Ю. И. Солн­це­вой. В 1914 окон­чил Глу­хов­ский учи­тель­ский ин-т. В 1917 по­сту­пил в Ки­ев­ский ком­мерч. ин-т. Во вре­мя Гражд. вой­ны 1917–22 вое­вал сна­ча­ла в воо­руж. си­лах пет­лю­ров­ской Укр. нар. рес­пуб­ли­ки, а с 1919 на сто­ро­не сов. вла­сти. С 1921 на ди­пло­ма­тич. служ­бе в Поль­ше, за­тем в Гер­ма­нии (здесь брал уро­ки жи­во­пи­си в ка­че­ст­ве сти­пен­диа­та Нар­ком­про­са УССР). По воз­вра­ще­нии с 1923 сбли­зил­ся с «ле­вым» кры­лом испо­ве­до­вав­шей мес­си­ан­ские идеи «Ук­ра­ин­ско­го Ре­нес­сан­са» ху­дож. ин­тел­ли­ген­ции, чей уто­пич. па­фос жиз­не­строи­тель­ст­ва скон­цен­три­ро­ва­ло в се­бе по­сле­дую­щее твор­че­ст­во Д. В 1923–26 ху­дож­ник-ка­ри­ка­ту­рист рес­пуб­ли­кан­ской газ. «Вiстi ВУЦВК». С 1926 со­труд­ник ки­но­фаб­ри­ки ВУФКУ (Все­ук­ра­ин­ско­го фо­то­ки­но­управ­ле­ния, Одес­са). Де­бю­ти­ро­вал как сце­на­рист и со­ре­жис­сёр пол­но­мет­раж­ной ко­ме­дии «Ва­ся-ре­фор­ма­тор» и как по­ста­нов­щик (по собств. сце­на­рию) ко­рот­ко­мет­раж­ной экс­цен­трич. ко­ме­дии «Ягод­ка люб­ви» (обе 1926). В 1928 по­ста­вил аван­тюр­ный ф. «Сум­ка дип­курь­е­ра» (Д. в эпи­зо­дич. ро­ли па­ро­ход­но­го ко­че­га­ра). В по­свя­щён­ной 10-ле­тию Окт. ре­во­лю­ции 1917 ки­но­по­эме «Зве­ни­го­ра» (1928) трак­то­вал фольк­лор­ный мо­тив за­кол­до­ван­но­го кла­да как ме­та­фо­ру тайн при­ро­ды, по­сти­гае­мых че­ло­ве­ком-твор­цом. Фильм стал пер­вым эс­ки­зом уни­каль­ной уто­пии Д.: раз­вен­чи­вая миф о ге­ро­ич. про­шлом, ре­жис­сёр пе­ре­нёс осу­ще­ст­в­ле­ние это­го ми­фа в бли­жай­шее бу­ду­щее. Те­ма на­шла раз­ви­тие в ис­то­ри­ко-ре­во­люц. эпо­пее «Ар­се­нал» (1929, по собств. сце­на­рию, как и все по­сле­дую­щие филь­мы Д.), где ге­рою-боль­ше­ви­ку, ов­ла­дев­ше­му за­ко­на­ми ис­то­рии, бу­к­валь­но да­ро­ва­но бес­смер­тие (ра­бо­чий ока­зы­ва­ет­ся не­уяз­вим для вра­же­ских пуль). На­ря­ду с опы­том нем. экс­прес­сио­низ­ма, ос­во­ен­ным уже в «Зве­ни­го­ре», ре­жис­сёр ис­поль­зо­вал от­кры­тия С. М. Эй­зен­штей­на и В. И. Пу­дов­ки­на в об­лас­ти мон­та­жа, по-сво­ему пе­ре­ос­мыс­лив их в сле­дую­щем филь­ме – «Зем­ля» (1930). В от­ли­чие от пре­ды­ду­щих ра­бот в его ос­но­ве – чёт­кая фа­бу­ла: убий­ст­во ку­ла­ка­ми ком­со­моль­ца-трак­то­ри­ста; од­на­ко бы­то­вой сю­жет трак­то­ван как ва­риа­ция ми­фа об уми­раю­щем и вос­кре­саю­щем бо­же­ст­ве. Фильм вы­шел с ря­дом цен­зур­ных изъ­я­тий. В 1930 ре­жис­сёр был ко­ман­ди­ро­ван с ав­тор­ской вер­си­ей в Ев­ро­пу, где «Зем­ля» име­ла три­ум­фаль­ный ус­пех.

В об­ста­нов­ке уси­ли­ваю­щих­ся ре­прес­сий про­тив укр. кре­сть­ян­ст­ва и нац. ин­тел­ли­ген­ции свой пер­вый зву­ко­вой ф. «Иван» (1932) Д. вы­ну­ж­ден­но вы­страи­вал как аги­та­ци­он­но-про­па­ган­ди­ст­ский. Тем не ме­нее имен­но в нём впер­вые воз­ник­ла важ­ней­шая для даль­ней­ше­го твор­че­ст­ва Д. те­ма не­об­ра­ти­мо­го сло­ма мно­го­ве­ко­во­го нар. ук­ла­да. Сим­во­лом это­го сло­ма стал об­раз пло­ти­ны Днеп­ро­гэс, пре­гра­див­шей дви­же­ние ре­ки по из­веч­но­му пу­ти. В Кие­ве фильм на­влёк на Д. по­ли­тич. об­ви­не­ния. Од­на­ко Д. из­бе­жал ре­прес­сий и в 1933 пе­ре­ехал в Мо­ск­ву по рас­по­ря­же­нию И. В. Ста­ли­на. Цен­траль­ной для ф. «Аэ­ро­град» (1935) ста­ла тра­ге­дий­ная кол­ли­зия: во имя при­об­ще­ния к но­во­му ми­ру ста­рый та­ёж­ный охот­ник каз­нит бли­жай­ше­го дру­га – по­соб­ни­ка ди­вер­сан­тов. В это же вре­мя Д. пи­сал дра­ма­тич. по­эму «На сло­ме сто­ле­тий» (др. назв. «По­том­ки за­по­рож­цев») о кол­лек­ти­ви­за­ции на Ук­раи­не. В 1939, ис­поль­зуя сю­жет­ную мо­дель филь­ма бр. Ва­силь­е­вых «Ча­па­ев», соз­дал ф. «Щорс» (Гос. пр. СССР, 1941), где вновь про­зву­ча­ла те­ма ис­то­рич. сло­ма, а так­же воз­ник мо­тив оди­но­че­ст­ва че­ло­ве­ка, опе­ре­жаю­ще­го своё вре­мя.

В го­ды Вел. Отеч. вой­ны Д. был во­ен. кор­рес­пон­ден­том. В ки­но­по­вес­ти «Ук­раи­на в ог­не» (1943) под­верг ре­ви­зии ряд идео­ло­гич. догм (в т. ч. те­зис о пре­ва­ли­ро­ва­нии ин­тер­на­цио­наль­но-клас­со­во­го са­мо­соз­на­ния над на­цио­наль­ным). Вы­звав­шая не­га­тив­ную ре­ак­цию Ста­ли­на, ки­но­по­весть под­вер­глась кри­ти­ке на спец. за­се­да­нии По­лит­бю­ро 31.1.1944. В 1-й пол. 1940-х гг. Д. по­ста­вил до­ку­мен­таль­ные филь­мы «Ос­во­бо­ж­де­ние» (1940, о при­сое­ди­не­нии к СССР зап.-укр. об­лас­тей), «Бит­ва за на­шу Со­вет­скую Ук­раи­ну» (1943, совм. с Ю. И. Солн­це­вой и Я. П. Ав­де­ен­ко), «По­бе­да на Пра­во­бе­реж­ной Ук­раи­не и из­гна­ние не­мец­ких за­хват­чи­ков за пре­де­лы со­вет­ских зе­мель» (1945, совм. с Солн­це­вой). При­сту­пив в 1946 к эк­ра­ни­за­ции собств. ки­но­по­вес­ти «Жизнь в цве­ту» (о И. В. Ми­чу­ри­не), Д. хо­тел во­пло­тить об­раз че­ло­ве­ка, одер­жи­мо­го по­ис­ком об­ще­го язы­ка с при­ро­дой. С на­ча­лом кам­па­нии про­тив ге­не­ти­ки ав­тор­ская вер­сия под­вер­глась ко­рен­ной пе­ре­ра­бот­ке, пре­вра­тив­шись, по сло­вам Д., из «по­эмы о твор­че­ст­ве» в «по­весть о се­лек­ции». Ис­прав­лен­ный ва­ри­ант вы­шел в про­кат под назв. «Ми­чу­рин» (1949; Гос. пр. СССР, 1949). В эти го­ды Д. ви­дел свою гл. за­да­чу в соз­да­нии нац. про­зы, что, по его мыс­ли, долж­но бы­ло спо­соб­ст­во­вать са­мо­иден­ти­фи­ка­ции укр. на­ро­да: ав­то­био­гра­фич. по­весть «За­ча­ро­ван­ная Дес­на» (1942–48, опубл. в 1957; эк­ра­ни­зи­ро­ва­на Солн­це­вой в 1964), лит. вер­сия «Зем­ли» (1951–52), а так­же на­бро­ски эпо­пеи «Зо­ло­тые во­ро­та» (эк­ра­ни­зи­ро­ва­на Солн­це­вой в 1971), фи­лос. гро­те­ска «Ги­бель бо­гов», дра­мы «За­мес­ти­тель ду­ра­ка», ко­ме­дии «Мо­ло­дая кровь» и др. В ки­но­по­вес­ти о строи­тель­ст­ве Ка­хов­ской ГЭС «По­эма о мо­ре» (1955) ре­жис­сёр про­дол­жал те­му раз­ру­ше­ния со­ци­аль­но­го и при­род­но­го ук­ла­да. Кар­ти­на бы­ла за­пу­ще­на в про­из­вод­ст­во, но Д. скон­чал­ся на­ка­ну­не пер­во­го съё­моч­но­го дня. В по­ста­нов­ке Солн­це­вой фильм вы­шел в 1958 (Ле­нин­ская пр. за сце­на­рий Д. 1959, посм.). По сце­на­ри­ям Довженко Солн­це­ва так­же по­ста­ви­ла филь­мы «По­весть пла­мен­ных лет» (1961), «Не­за­бы­вае­мое» (1968). В 1949–51 и с 1955 Д. пре­по­да­вал во ВГИКе. Твор­че­ст­во Д. сде­ла­ло ки­не­ма­то­граф од­ной из важ­ней­ших со­став­ляю­щих укр. куль­ту­ры 20 в. и ока­за­ло за­мет­ное влия­ние на раз­ви­тие ми­ро­во­го ки­но­про­цес­са. В 1957 имя Д. бы­ло при­свое­но Ки­ев­ской ки­но­сту­дии ху­дож. филь­мов. На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на (1935).