Уильям О’Генри (William Sydney Porter0. Американский писатель-прозаик. Признанный мастер американского рассказа. Его новеллам свойственны юмор и неожиданные развязки. Литературное наследие включает более 280 рассказов.
Уильям Сидни Портер родился 11 сентября 1862 года в городе Гринсборо, США. Мальчик вырос в семье доктора Олджернона Сидни и Мэри Джейн Вирджинии Свайм. Когда ребенку исполнилось три года от туберкулеза умерла мать. Овдовевший отец забрал сына жить к бабушке. Вскоре, не оправившись от потери жены, стал пить, перестал им заниматься, поселился во флигеле и свободное время посвящал изобретениям «вечного двигателя».
Оставшись без материнской любви и заботы, мальчик нашел утешение в книгах. Уильям читал все подряд: от классики до женских романов. Любимыми произведениями юноши стали арабские и персидские сказки Шахерезады «Тысячи и одной ночи» и английская проза в стиле барокко Роберта Бертона «Анатомия меланхолии» в трех томах. Любимые литературные произведения юного Уильяма оказали большое влияние на будущее творчество писателя.
После смерти матери воспитание маленького Уильяма взяла на себя сестра его отца Эвелина Мария Портер. Именно тетка, владевшая собственной частной начальной школой, прививала будущему писателю любовь к литературе. Получив среднее образование в школе Линдси-стрит, Уильям не стал изменять семейным традициям и устроился работать в аптеку, которая принадлежала его дяде. В августе 1881 года юноша получил лицензию фармацевта. Продолжая работать в аптеке, демонстрировал природные художественные таланты, рисуя портреты горожан.
Измученный изнуряющим кашлем Уильям в 1882 году отправился в Техас в сопровождении врача Джеймса Хола, надеясь на то, что смена климата поможет ему восстановить здоровье. Портер поселился на ранчо Ричарда Холла, сына доктора Джеймса, в округе Ла Саль. Ричард разводил овец, а Уильям помогал пасти отары, а также вести хозяйство на ранчо и даже готовил обеды. В этот период будущий писатель изучил наречия испанского и немецкого языков благодаря общению с рабочими на ранчо, иммигрировавшими из других стран. Часто читал классическую литературу.
Состояние здоровья Уияльма улучшилось и в 1884 году уехал с Ричардом в город Остин, где решил остаться и поселился у друзей Ричарда, Джозефа Харрелла и его супруги. Портер три года жил с Харреллами. В Остине устроился на работу в фармацевтическую компанию «Morley Brothers» в должности фармацевта, а затем перешел в магазин «Harrell Cigar Store». В этот период Уильям начал писать сначала для развлечения, а затем все сильнее увлекаясь.
За короткий промежуток времени Портер сменил множество должностей и мест работы: работал кассиром, счетоводом, чертежником. Именно в доме Харрелла начинающий писатель создал ряд ранних новелл и рассказов. Товарищ Уильяма, Ричард Холл стал комиссаром Техаса и предложил Портеру вакансию. Будущий писатель стартовал в качестве специалиста по чертежам в земельном управлении. Зарплаты хватало, чтобы семья не нуждалась ни в чем, но мужчина продолжил заниматься литературным творчеством в качестве подработки.
О′Генри 21 января 1891 года подал в отставку, сразу после победы на выборах нового губернатора Джима Хогга. Работая специалистом по чертежам, Уильям начал разрабатывать персонажей и сюжеты для рассказов «Постановление Грузии» и «Клад». Тогда же устроился на работу в банк, который находился в Остине, в должности кассира и бухгалтера. Писатель, по-видимому, небрежно заполнял книги бухгалтерского учета, и в 1894 году его обвинили в растрате. Уильям потерял работу, но официально ему тогда не предъявили обвинения.
После увольнения Портер переехал в город Хьюстон, где посвятил себя творчеству. В то же время федеральные аудиторы проверили банк Остина и обнаружили еще одну недостачу. Затем последовало федеральное обвинительное заключение, и вскоре его арестовали по обвинению в растрате. Отец Уильяма внес залог, чтобы спасти сына от тюрьмы. Суд назначили на 7 июля 1896 года, но накануне судебного заседания импульсивный Уильям бежал сначала в Новый Орлеан, а затем в Гондурас. Уильям жил там всего шесть месяцев, вплоть до января 1897 года. Там подружился с Аль-Дженнингсом, пресловутым грабителем поездов, который позже написал книгу об их дружбе.
Скрываясь от ареста в Гондурасе в гостинице Трухильо, Портер написал книгу «Короли и капуста», в которой придумал термин «банановая республика», чтобы квалифицировать страну. Эта фраза впоследствии получила широкое применение, особенно в политической деятельности для описания маленькой нестабильной страны с аграрной экономикой.
В 1897 году Уильям вернулся в США, узнав о болезни жены. На суде, который состоялся 17 февраля 1898 года, писателя признали виновным в растрате 854,08 долларов и приговорили к пяти годам лишения свободы. Учитывая, что Портер являлся лицензированным фармацевтом, он смог работать в больнице для заключенных в качестве ночного аптекаря. Ему дали персональную комнату в больничном крыле и в тюремной камере он не провел ни одного дня.
В тюрьме, Уильям написал еще 14 рассказов под различными псевдонимами. Один из рассказов, а именно «Рождественский чулок Дика Свистуна», опубликовали в выпуске журнала «McClure» в декабре 1899 года под псевдонимом О′Генри. Друг Уильяма в Новом Орлеане отправил его рассказы издателям, чтобы они не догадались о том, что писатель отбывает тюремное заключение. За хорошее поведение после отбывания трех лет 24 июля 1901 года Уильям Портер освободился.
Наиболее плодотворный творческий период у О′Генри начался в 1902 году, когда переехал в Нью-Йорк. Там писатель создал 381 рассказ. Более года еженедельно его рассказы издавались в выпусках журнала «New York World Sunday Magazine». Остроумие, типажи героев и повороты сюжета приводили читателей в восторг, но критики относились к творчеству Уильяма прохладно.
Все этапы пестрой и драматической судьбы писателя нашли преломление в сюжетах его новелл. Неподражаемый мастер блестяще построенной, «закругленной» фабулы, с ее характерной «двойной» развязкой, создал великое множество выразительнейших «образов-масок». Его наследие включает более 280 рассказов, скетчей, юморесок. При жизни автора вышло около 10 сборников: «Четыре миллиона», «Горящий светильник», «Сердце Запада», «Голос города», «Благородный жулик», «Пути судьбы» и другие, - примерно столько же и после смерти писателя.
Уильям О′Генри скончался 5 июня 1910 года в городе Нью-Йорк в возрасте 47 лет. Причиной смерти писателя стал цирроз печени и диабет. Похоронен на кладбище «Riverside Cemetery».
Семья Уильяма О′Генри
Отец - Олджернон Сидни Портер, врач.
Мать - Мэри Джейн Вирджиния Свайм Портер.
Первая жена - Атоль Эстес.
Дочь - Маргарет.
Вторая жена - Саре (Салли) Линдси Коулман (брак с 1907 по 1909).
Творчество Уильяма О′Генри
1906 - «Четыре миллиона»
1907 - «Горящий светильник»
1907 - «Сердце Запада»
1908 - «Благородный жулик»
1908 - «Голос большого города»
1909 - «Дороги судьбы»
1909 - «На выбор»
1910 - «Коловращение»
1910 - «Деловые люди»
1910 - «Шестерки-семерки»
1910 - «Под лежачий камень»
1910 - «Остатки» или «Всего понемножку»
Память о Уильяме О′Генри
Учреждена ежегодная литературная премия за лучший рассказ имени О. Генри. Обладателями премии стали Вуди Аллен, Стивен Кинг и другие писатели.
В 2010 году появилась новая литературная премия имени О. Генри под названием «Дары волхвов», которая представляет собой конкурс рассказов и новелл на русском языке в лучших традициях Уильяма Портера. Среди ее лауреатов числятся Николай Фоменко, Евгений Мамонтов.
Экранизации
1928 - по мотивам рассказа О. Генри «Путь кабальеро» снят первый звуковой вестерн «В старой Аризоне».
1933 - советский режиссер Лев Кулешов снял фильм «Великий утешитель», в основу которого легли факты из биографии О. Генри, а также две его новеллы.
1952 - по мотивам рассказов О. Генри снят американский фильм «Вождь краснокожих и другие…» с Мэрилин Монро в небольшой роли (новелла «Фараон и хорал»).
1958 - режиссер Иосиф Шапиро по мотивам одноименного рассказа О. Генри снял короткометражный фильм «Коловращение жизни».
1959 - режиссер Анри Верней по мотивам рассказа О. Генри «Вождь краснокожих», снял художественный фильм «Большой начальник/Le grand chef» с Фернанделем в главной роли.
1962 - советский режиссер Леонид Гайдай снял фильм «Деловые люди», в который вошли три короткометражные новеллы «Дороги, которые мы выбираем», «Родственные души», «Вождь краснокожих».
1972 - режиссер Валентина Марушевска сняла по одноименному рассказу О. Генри киноновеллу «Дары волхвов», включенную в польский телефильм «Декамерон 40».
1977 - режиссер Василий Давидчук по мотивам рассказов О. Генри «В антракте», «Без вымысла», «Негодное правило», «Предвестник весны», «Фараон и хорал», «Дебют Тильди» снял фильм «Джентльмены, которым не повезло». В ролях: Ростислав Плятт, Владимир Кенигсон, Виктор Сергачев, Валерий Носик, Анатолий Баранцев, Александр Леньков, Юрий Кузьменков, Елизавета Никищихина, Татьяна Васильева, Евгений Перов, Татьяна Шумова, Ирина (Ирен) Азер, Роман Филиппов, Ксения Минина, Сережа Ковальский.
1978 - режиссер Николай Рашеев по мотивам романа «Короли и капуста» снял одноименный фильм.
1978 - режиссер Альгимантас Пуйпа по мотивам рассказов О. Генри «Персики», «Русские соболя», «Дары волхвов», «Фараон и хорал» снял фильм «Не буду гангстером, дорогая». В главных ролях: Нийоле Ожелите, Костас Сморигинас, Витаутас Паукште, Антанас Шурна, Кестусис Генис, Вильгельмас Вайчекаускас, Ремигиюс Вилкайтис, Витаутас Григолис, Михаил Евдокимов, Леонас Змирскас.
1982 - режиссер Александр Павловский по мотивам рассказов О. Генри из сборника «Благородный жулик» снял трехсерийный фильм «Трест, который лопнул» с главными героями Энди Таккером (Регимантас Адомайтис) и Джефферсоном Питерсом (Николай Караченцов).
1984 - режиссер Тынис Каск по мотивам рассказов О. Генри снял фильм «Две пары и одиночество».
1981 - режиссер Арнольд Буровс на Рижской киностудии по мотивам рассказов О. Генри снял кукольный мультфильм «Бимини».
1984 - режиссер Арнольд Буровс по новелле «Последний лист» снял одноименный кукольный мультфильм.
1987 - режиссер Арнольд Буровс по новелле «Принцесса и пума» снял одноименный кукольный мультфильм.
1996 - режиссер Мария Муат по мотивам одноименной повести О. Генри создала кукольный мультфильм «Короли и капуста».
1997 - режиссер Борис Берзнер снял фильм «Дела Лоховского», состоящий из трех киноновелл; первая новелла - «Привет от тезки» - обыгрывает новеллу «Поросячья этика».
1998 - режиссер Боб Кларк по мотивам рассказа О. Генри «Вождь краснокожих» снял фильм «Похищение вождя краснокожих».
1999 - серия «Маски-шоу» «Маски в криминале» снята как пародия на рассказ «Вождь краснокожих».
2003 - Георгий Юнгвальд-Хилькевич снял «Новогодний романс», перенеся в наше время действие рассказов «Дары волхвов» и «Последний лист».
2009 - кинематографистами казахстанской студии «Балапан-фильм» по мотивам новеллы «Родственные души» снят фильм «Вор» (режиссер и автор сценария - Гани Кураш), но в данном случае фильм наполнен местным колоритом и откровенно пропагандирует мусульманские духовные ценности.
2010 - пятая серия («С волками жить…») мультипликационного сериала «Маша и Медведь» представляет собой пародию на рассказ «Вождь краснокожих».
2012 - Егор Анашкин по мотивам рассказа «Вождь краснокожих» снял фильм-пародию «Вождь разнокожих».