ЕРМО́ЛОВА Мария Николаевна [3(15).7.1853, Москва – 12.3.1928, там же], рос. актриса, нар. арт. Республики (1920), Герой Труда (1924). Родилась в семье суфлёра Малого театра Н. А. Ермолова. В 9 лет поступила в балетный класс Моск. театрального уч-ща. В 1866 на сцене Малого театра сыграла в бенефисном спектакле своего отца Фаншетту в водевиле «Жених нарасхват» Д. Т. Ленского, но эта роль не принесла ей успеха. Дарование Е. впервые раскрылось в роли Эмилии Галотти («Эмилия Галотти» Г. Э. Лессинга), которую она сыграла 30.1.1870 в бенефис Н. М. Медведевой (Е. заменила заболевшую Г. Н. Федотову), обнаружив исключит. артистич. данные – мощь контральтового голоса, силу и заразительность темперамента, трагич. талант. После этого, ещё оставаясь в уч-ще, Е. начала выступать на сцене Малого театра; с 1871 в труппе этого театра. В 1873 исполнила роль Катерины в «Грозе» А. Н. Островского и продолжала работать над ней в течение мн. лет. Заметной вехой в творчестве Е. стала роль Лауренсии («Овечий источник» Лопе Ф. де Веги Карпьо, 1876; пьеса специально переведена С. А. Юрьевым для бенефиса Е.). Несмотря на колоссальный успех, спектакль вскоре был снят с репертуара по требованию полиции. Е. сыграла более 300 ролей: Софья («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Марианна («Тартюф» Мольера), Бианка, Офелия («Укрощение строптивой», «Гамлет» У. Шекспира), Маргарита («Фауст» И. В. Гёте), Юдифь («Уриэль Акоста» К. Гуцкова), Эстрелья («Звезда Севильи» Лопе де Веги Карпьо), Федра («Федра» Ж. Расина), леди Макбет («Макбет» Шекспира), Сафо («Сафо» Ф. Грильпарцера) и др. Высшим проявлением трагедийного дарования Е. стала роль Иоанны Д’Арк («Орлеанская дева» Ф. Шиллера; впервые сыграла эту роль в 1884, в последний раз – в 1902). Из-за огромного числа желающих попасть на этот спектакль представления с 1893 были перенесены на сцену Большого театра. Трогательная грация и величие, обречённость и одновременно духовная сила, характерные для Иоанны-Е., ярко проявились и в образе Марии Стюарт («Мария Стюарт» Шиллера). Среди лучших ролей – героини в пьесах А. Н. Островского: Негина («Таланты и поклонники»), Василиса Мелентьева («Василиса Мелентьева»), Лариса («Бесприданница»), Параша («Горячее сердце»), Евлалия («Невольницы»), Юлия Тугина («Последняя жертва»), Олёна («Воевода»), Людмила («Поздняя любовь»), Кручинина («Без вины виноватые»). В 1880–90-х гг. Е. создала галерею образов современниц, получивших нарицат. назв. «ермоловские женщины», – волевых, свободолюбивых и вместе с тем чистых душой поэтич. натур (Лонина – «На пороге к делу» Н. Я. Соловьёва, и др.). Выступала на эстраде с чтением стихов А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Н. П. Огарёва, И. С. Никитина и др. 2.5.1920 состоялось чествование Е. в связи с 50-летием в Малом театре, приобретшее общекультурное звучание. Е. первой получила звание нар. арт. Республики. Оставила сцену в 1921.
15 июля - День рождения Марии Ермоловой.
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Страница: 1