ЛАРИО́НОВ Михаил Фёдорович [22.5 (3.6).1881, Тирасполь, Херсонская губ. – 10.5.1964, Фонтене-о-Роз, Франция], рос. живописец, график, сценограф, теоретик иск-ва. Учился в МУЖВЗ (1896–1910, с перерывами) у И. И. Левитана, В. А. Серова, К. А. Коровина. Раннее творчество Л. связано с импрессионизмом («Акации весной», «Рыбы при закате», обе 1904, ГРМ; «Куст сирени в цвету», 1905, ГТГ, и др.). В 1906 помогал С. П. Дягилеву в организации рус. секции Осеннего салона в Париже. В 1907–12 перешёл от импрессионизма к неопримитивизму, создавая работы в духе лубка и вывески («Парикмахер», 1907–08, ГРМ; «Отдыхающий солдат», 1911, ГТГ; «Солдат на коне», 1910–11, галерея Тейт, Лондон; цикл «Венеры», 1912). Мастер раннего рус. авангардизма, Л. был одним из организаторов моск. выставок «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913) и «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). Участвовал также в выставках Союза русских художников (1906–07), киевского об-ва «Звено» (1908), ж. «Золотое руно» (1908–1910), объединений «Союз молодёжи» (1910–12), «Синий всадник» (1912) и др. Плодотворно занимался графикой, участвовал в оформлении футуристич. книг («Помада» А. Е. Кручёных, 1912), сб-ков «Садок Судей–2» (1913), «Мирсконца» (1913) и др.
В 1912–15 Л. разрабатывает теорию лучизма, ставшего одним из первых опытов абстракционизма: картины «Лучизм» (1912, собрание Чудновских, С.-Петербург), «Стекло» (1912, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Солнечный день» (1914, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). Один из авторов манифеста «Лучисты и будущники» (1913). В 1914 в Париже состоялась выставка Л. (совм. с его женой, Н. С. Гончаровой; вступительная статья к каталогу написана Г. Аполлинером). Покинув в 1915 Россию, Л. с Гончаровой работали в Швейцарии, Испании и Италии; с 1917 обосновались в Париже. В эмиграции Л. и Гончарова вначале работали как театральные художники в труппе Русский балет Дягилева, где Л. оформил балеты «Литургия» (1915–16, совм. с Гончаровой; не поставлен), «Ночное солнце» на муз. Н. А. Римского-Корсакова (1915), «Русские сказки» на муз. А. К. Лядова (1916), «Сказка про шута…» С. С. Прокофьева (1921), «Байка про лису…» И. Ф. Стравинского (1922, в двух последних также хореограф); также балеты «Классическая симфония» на муз. Прокофьева (1931, Опера-балет М. Бенуа, Париж) и «На Днепре» Прокофьева (1932, костюмы Гончаровой, Парижская опера). Живопись Л. в эмиграции приобретает черты фигуративности. В 1938 принял франц. гражданство. В 1988 неск. сотен работ Л. и Гончаровой по завещанию А. К. Томилиной (второй жены Л.) поступили в ГТГ. Л. – автор ряда статей (публиковались в парижской газ. «Русские новости»), воспоминаний о рус. балете, дневников.