https://i.imgur.com/pHRodHvl.jpg
фото: larionov.tretyakov.ru

ЛАРИО́НОВ Ми­ха­ил Фё­до­ро­вич [22.5 (3.6).1881, Ти­рас­поль, Хер­сон­ская губ. – 10.5.1964, Фон­те­не-о-Роз, Фран­ция], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, сце­но­граф, тео­ре­тик иск-ва. Учил­ся в МУЖВЗ (1896–1910, с пе­ре­ры­ва­ми) у И. И. Ле­ви­та­на, В. А. Се­ро­ва, К. А. Ко­ро­ви­на. Ран­нее твор­че­ст­во Л. свя­за­но с им­прес­сио­низ­мом («Ака­ции вес­ной», «Ры­бы при за­ка­те», обе 1904, ГРМ; «Куст си­ре­ни в цве­ту», 1905, ГТГ, и др.). В 1906 по­мо­гал С. П. Дя­ги­ле­ву в ор­га­ни­за­ции рус. сек­ции Осен­не­го са­ло­на в Па­ри­же. В 1907–12 пе­ре­шёл от им­прес­сио­низ­ма к не­о­п­ри­ми­ти­виз­му, соз­да­вая ра­бо­ты в ду­хе луб­ка и вы­вес­ки («Па­рик­махер», 1907–08, ГРМ; «От­ды­хаю­щий сол­дат», 1911, ГТГ; «Сол­дат на ко­не», 1910–11, га­ле­рея Тейт, Лон­дон; цикл «Ве­не­ры», 1912). Ма­стер ран­не­го рус. аван­гар­диз­ма, Л. был од­ним из ор­га­ни­за­то­ров моск. вы­ста­вок «Буб­но­вый ва­лет» (1910), «Ос­ли­ный хвост» (1912), «Ми­шень» (1913) и «№ 4. Фу­ту­ри­сты, лу­чи­сты, при­ми­тив» (1914). Уча­ст­во­вал так­же в вы­став­ках Сою­за рус­ских ху­дож­ни­ков (1906–07), ки­ев­ско­го об-ва «Зве­но» (1908), ж. «Зо­ло­тое ру­но» (1908–1910), объ­е­ди­не­ний «Со­юз мо­ло­дё­жи» (1910–12), «Си­ний всад­ник» (1912) и др. Пло­до­твор­но за­ни­мал­ся гра­фи­кой, уча­ст­во­вал в оформ­ле­нии фу­ту­ри­стич. книг («По­ма­да» А. Е. Кру­чё­ных, 1912), сб-ков «Са­док Су­дей–2» (1913), «Мир­скон­ца» (1913) и др.

В 1912–15 Л. раз­ра­ба­ты­ва­ет тео­рию лу­чиз­ма, став­ше­го од­ним из пер­вых опы­тов аб­ст­рак­цио­низ­ма: кар­ти­ны «Лу­чизм» (1912, со­б­ра­ние Чуд­нов­ских, С.-Пе­тер­бург), «Стек­ло» (1912, Му­зей С. Гуг­ген­хей­ма, Нью-Йорк), «Сол­неч­ный день» (1914, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж). Один из ав­то­ров ма­ни­фе­ста «Лу­чи­сты и бу­дущ­ни­ки» (1913). В 1914 в Па­ри­же со­стоя­лась вы­став­ка Л. (совм. с его же­ной, Н. С. Гон­ча­ро­вой; всту­пи­тель­ная ста­тья к ка­та­ло­гу на­пи­са­на Г. Апол­ли­не­ром). По­ки­нув в 1915 Рос­сию, Л. с Гон­ча­ро­вой ра­бо­та­ли в Швей­ца­рии, Ис­па­нии и Ита­лии; с 1917 обос­но­ва­лись в Па­ри­же. В эмиг­ра­ции Л. и Гон­ча­ро­ва вна­ча­ле ра­бо­та­ли как те­ат­раль­ные ху­дож­ни­ки в труп­пе Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва, где Л. офор­мил ба­ле­ты «Ли­тур­гия» (1915–16, совм. с Гон­ча­ро­вой; не по­став­лен), «Ноч­ное солн­це» на муз. Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (1915), «Рус­ские сказ­ки» на муз. А. К. Ля­до­ва (1916), «Сказ­ка про шу­та…» С. С. Про­кофь­е­ва (1921), «Бай­ка про ли­су…» И. Ф. Стра­вин­ско­го (1922, в двух по­след­них так­же хо­рео­граф); так­же ба­ле­ты «Клас­си­че­ская сим­фо­ния» на муз. Про­кофь­е­ва (1931, Опе­ра-ба­лет М. Бе­нуа, Па­риж) и «На Дне­пре» Про­кофь­е­ва (1932, кос­тю­мы Гон­ча­ро­вой, Па­риж­ская опе­ра). Жи­во­пись Л. в эмиг­ра­ции при­об­ре­та­ет чер­ты фи­гу­ра­тив­но­сти. В 1938 при­нял франц. гра­ж­дан­ст­во. В 1988 неск. со­тен ра­бот Л. и Гон­ча­ро­вой по за­ве­ща­нию А. К. То­ми­ли­ной (вто­рой же­ны Л.) по­сту­пи­ли в ГТГ. Л. – ав­тор ря­да ста­тей (пуб­ли­ко­ва­лись в па­риж­ской газ. «Рус­ские но­во­сти»), вос­по­ми­на­ний о рус. ба­ле­те, днев­ни­ков.