https://i.imgur.com/ag5zw9Ll.jpg
фото: rg.ru

ПОЛЕ́НОВ Ва­си­лий Дмит­рие­вич [20.5(1.6).1844, С.-Пе­тер­бург – 18.7.1927, усадь­ба Бо­рок, ны­не По­ле­но­во, Туль­ская обл.], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, сце­но­граф, ком­по­зи­тор; ака­де­мик (1876), проф. (1892), д. чл. (1893) пе­терб. АХ (в 1905 вы­шел из со­ста­ва АХ в знак про­тес­та про­тив рас­стре­ла де­мон­ст­ра­ции 9.1.1905), нар. худ. Рес­пуб­ли­ки (1926). Из ро­да По­ле­но­вых, пра­внук Н. А. Льво­ва, брат Е. Д. По­ле­но­вой. В 1859–61 брал уро­ки жи­во­пи­си и ри­со­ва­ния у П. П. Чи­стя­ко­ва и Ф. И. Иор­да­на, в 1864 – у И. Н. Крам­ско­го. Учил­ся на фи­зи­ко-ма­те­ма­тич. и юри­дич. фа­куль­те­тах С.-Пе­терб. ун-та (1863–72), од­но­вре­мен­но в пе­терб. АХ (воль­но­слу­ша­тель, 1863–71) у П. В. Ба­си­на, Ф. А. Бру­ни и Т. А. Неф­фа. В 1871 (од­но­вре­мен­но с И. Е. Ре­пи­ным) за кон­курс­ную ра­бо­ту «Вос­кре­ше­ние до­че­ри Иа­и­ра» (Му­зей РАХ, С.-Пе­тер­бург) по­лу­чил боль­шую зо­ло­тую ме­даль. Пен­сио­нер АХ в Ита­лии, Фран­ции и Гер­ма­нии (1872–76; жил пре­им. в Па­ри­же). В 1876 в со­ста­ве рус. доб­ро­вольч. ар­мии уча­ст­во­вал в бое­вых дей­ст­ви­ях Сер­бии и Чер­но­го­рии про­тив тур. войск (сде­лан­ные им за­ри­сов­ки по­слу­жи­ли ил­лю­ст­ра­ция­ми к его «Днев­ни­ку рус­ско­го доб­ро­воль­ца», 1877); как ху­дож­ник-кор­рес­пон­дент был на болг. фрон­те рус.-тур. вой­ны 1877–78.

Ран­ние ис­то­ри­ко-бы­то­вые кар­ти­ны П. соз­да­ны в ду­хе «бы­то­во­го ака­де­миз­ма» («Пра­во гос­по­ди­на», 1874, ГТГ). Под впе­чат­ле­ни­ем от жи­во­пис­цев бар­би­зон­ской шко­лы и пер­вых вы­ста­вок им­прессио­ни­стов в Па­ри­же стал изу­чать про­бле­мы све­то­воз­душ­ной сре­ды (пей­за­жи-этю­ды «Ры­бац­кая лод­ка. Эт­ре­та. Нор­ман­дия», «Ста­рые во­ро­та. Вёль», оба – 1874, ГТГ, и др.). По воз­вра­ще­нии в Мо­ск­ву (1877) стал чл. ТПХВ (с 1878), Моск. об-ва лю­би­те­лей ху­до­жеств (с 1879), Моск. т-ва ху­дож­ни­ков (с 1894), уча­ст­ник Аб­рам­цев­ско­го ху­до­же­ст­вен­но­го круж­ка. В сво­их эле­ги­че­ских, ко­ло­ри­сти­че­ски утон­чён­ных пей­за­жах по­эти­зи­ро­вал «сель­ский ук­лад» жиз­ни ста­рой сто­ли­цы («Мо­с­ков­ский дво­рик», «Ба­буш­кин сад», оба – 1878, ГТГ); пи­сал так­же мно­го­числ. ви­ды Аб­рам­це­ва. «Ин­тим­ный пей­заж» П. стал са­мым ран­ним опы­том в рус. жи­во­пи­си об­ра­ще­ния к пле­нэ­ру; он по­вли­ял на фор­ми­ро­ва­ние творч. по­чер­ка мно­гих его уче­ни­ков, так­же ран­не­го В. А. Се­ро­ва. За­ин­те­ре­со­вав­шись нар. иск-вом и рус. ис­то­ри­ей, ис­пол­нил ряд на­тур­ных этю­дов древ­ней ар­хи­тек­ту­ры Мо­с­ков­ско­го Крем­ля (1877; б. ч. в ГТГ). Совм. с В. М. Вас­не­цо­вым соз­дал про­ект аб­рам­цев­ской ц. Спа­са Не­ру­ко­твор­но­го (1881–82) – са­мо­го ран­не­го со­ору­же­ния в не­орус­ском сти­ле (см. илл. к ст. Аб­рам­це­во), на­пи­сал ико­ны «Спас Не­ру­ко­твор­ный», по­ме­щён­ную над вхо­дом в храм, и «Бла­го­ве­ще­ние» (обе 1882) для цар­ских врат, вы­пол­нил эс­ки­зы для цер­ков­ной ут­ва­ри. В Аб­рам­це­ве П. впер­вые об­ра­тил­ся к те­ат­ру – уча­ст­во­вал в лю­би­тель­ских спек­так­лях в ка­че­ст­ве ху­дож­ни­ка («Алая ро­за» С. И. Ма­мон­то­ва, 1883, и др.), так­же ком­по­зи­тора и ре­жис­сё­ра; ра­бо­тал в ке­ра­мич. мас­тер­ской. В Ча­ст­ной рус­ской опе­ре С. И. Ма­мон­то­ва офор­мил спек­так­ли «Фа­уст» Ш. Гу­но (1884), «Ор­фей и Эв­ри­ди­ка» К. В. Глю­ка (1897) и др., в ко­то­рых пред­вос­хи­тил мн. но­ва­ции те­ат­раль­но-де­ко­ра­ци­он­но­го иск-ва мас­те­ров «Ми­ра ис­кус­ст­ва».

В 1881–82 П. по­се­тил Кон­стан­ти­но­поль, Па­ле­сти­ну, Си­рию и Еги­пет; зи­мой 1883–84 жил в Ри­ме. Ис­пол­нил мно­го­числ. пле­нэр­ные этю­ды и на­бро­ски (ГТГ, ГРМ) к мас­штаб­но­му по­лот­ну «Хри­стос и греш­ни­ца (Кто без гре­ха?)» (1888, ГРМ), за­мы­сел ко­то­ро­го воз­ник ещё в 1867, а так­же для др. кар­тин [«На Тиве­ри­ад­ском (Ге­ни­са­рет­ском) озе­ре», 1888, ГТГ]. Эти­че­ская про­бле­ма­ти­ка кар­ти­ны «Хри­стос и греш­ни­ца», в ко­то­рой по­ка­за­но про­ти­во­стоя­ние тол­пы и Хри­ста, вы­зва­ла го­ря­чие спо­ры со­вре­мен­ни­ков (по тре­бо­ва­нию Си­но­да кар­ти­на ед­ва бы­ла не сня­та с экс­по­зи­ции 15-й пе­ре­движ­ной вы­став­ки, по­сколь­ку Хри­стос изо­бра­жён без ним­ба). В 1899 П. сно­ва от­пра­вил­ся на Ближ­ний Вос­ток с це­лью сбо­ра ма­те­риа­ла для гран­ди­оз­ной фи­лос. еван­гель­ской се­рии «Из жиз­ни Хри­ста» (1890–1900-е гг.; св. 60 кар­тин), ко­то­рую счи­тал «глав­ным де­лом» сво­ей жиз­ни.

В 1890 П. по­стро­ил усадь­бу Бо­рок в Туль­ской губ., на бе­ре­гу Оки, где воз­вёл по собств. про­ек­там дом, ху­дож. мас­тер­скую («Аб­бат­ст­во»), ц. Св. Трои­цы в с. Бё­хо­во (1904–06), соз­дал нар. те­атр для кре­сть­ян и др. (ны­не усадь­ба пре­вра­ще­на в му­зей; см. По­ле­но­во); про­дол­жал пи­сать «пей­за­жи на­строе­ния» («Осень в Аб­рам­це­ве», 1890, Гос. ме­мо­ри­аль­ный ис­то­ри­ко-ху­дож. и при­род­ный му­зей-за­по­вед­ник В. Д. По­ле­но­ва; «Ран­ний снег», 1891, ГТГ), близ­кие по ду­ху И. И. Ле­ви­та­ну. В 1914 в Мо­ск­ве бы­ла уст­рое­на вы­став­ка се­рии кар­тин «Из жиз­ни Хри­ста» для сбо­ра средств в поль­зу ра­нен­ных в 1-й ми­ро­вой вой­не. Пре­по­да­вал в МУЖВЗ (1882–95); сре­ди уче­ни­ков – Ле­ви­тан, К. А. Ко­ро­вин, А. Я. Го­ло­вин, И. С. Ост­ро­ухов, С. В. Ива­нов, Л. О. Пас­тер­нак, С. А. Ви­но­гра­дов, А. Е. Ар­хи­пов.

П. с дет­ст­ва за­ни­мал­ся му­зы­кой. Ув­ле­кал­ся пе­ни­ем кре­сть­ян, за­пи­сы­вал нар. пес­ни. На раз­ви­тие его муз. да­ро­ва­ния су­ще­ст­вен­ное влия­ние ока­за­ли опе­ры Р. Ваг­не­ра (слу­шал их в Гер­ма­нии), об­ще­ние с П. Ви­ар­до-Гар­сия и И. С. Тур­ге­не­вым в Па­ри­же, с С. И. Ма­мон­то­вым и Ф. И. Ша­ля­пи­ным в Мо­ск­ве. В 1906 в Боль­шом за­ле Моск. кон­сер­ва­то­рии си­ла­ми лю­би­те­лей ис­пол­не­на опе­ра П. «При­зра­ки Эл­ла­ды» (либр. Ма­мон­то­ва). С 1910 вёл про­све­тит. дея­тель­ность в об­лас­ти нар. те­ат­ра, был ор­га­ни­за­то­ром и ру­ко­во­ди­те­лем Сек­ции со­дей­ст­вия уст­рой­ст­ву де­ре­вен­ских, фаб­рич­ных и школь­ных те­ат­ров; в 1915–16 по ини­ци­а­ти­ве и эс­ки­зам П. арх. О. О. Шиш­ков­ский воз­вёл на Зоо­ло­ги­че­ской ул. в Мо­ск­ве дом для этой Сек­ции [с 1921 Дом те­ат­раль­но­го про­све­ще­ния им. ака­де­ми­ка В. Д. По­ле­но­ва («Те­ат­раль­ный дом»)].